Готовясь встретить зиму с гололедом и снегопадами, каждый автомобилист задумывается о том, во что переобуть свое средство передвижения. Выбор шин в специализированных магазинах поистине огромный. Импортная резина впечатляет протектором и ценами, наши производители стараются не отставать, по крайней мере, в борьбе за покупателя, а менеджеры автосалонов рекомендуют не тянуть с покупкой.
Тем не менее многие водители ждут первого снега и «день жестянщика», хотя специалисты советуют менять резину на зимнюю уже при температуре семь градусов. В этом случае водитель успевает приспособиться к изменившимся условиям и поменять стиль вождения на более аккуратный, тем более что зимние шины, как с шипами, так и без них, требуют бережной эксплуатации на первых сотнях километров. Обкатка без резких торможений, с плавными разгонами и аккуратными вхождениями в повороты рекомендуется для того, чтобы шины сохранили свои свойства на долгое время. Особенно это повлияет на то, сколько продержатся на резине шипы.
«90 процентов всех наших покупателей берут зимнюю шипованную резину, – делится информацией менеджер магазина «Галактика» Руслан Валиуллин, – хотя у нас в салоне выставлена и разнообразная нешипованная, казанские автолюбители объясняют свой выбор просто – так надежнее. По моему мнению, шипы больше помогают при старте, особенно на светофоре, когда под колесами ледяная корка. На рыхлом снегу, когда шина облеплена снегом, они не спасают. Если же выбирать между жесткой и мягкой резиной, то я бы предпочел мягкую – у нее больше пятно контакта, соответственно выше сцепление с поверхностью. Но есть любители кататься на жесткой. Тем более что в морозы разница практически неощутима. Тут уже действует правило – кому что нравится. Единственно, что могу посоветовать – какая бы резина не была, на скоростях свыше сорока шипы практически не влияют на управляемость. Поэтому гонять, уповая на них, – себе дороже выйдет».
Часто в разговорах водителей поднимается вопрос, можно ли поставить зимнюю резину только на ведущие колеса и таким образом сэкономить. Для того чтобы принять правильное решение, рассмотрим «физику процесса». Как передне- так и заднеприводный автомобиль станет заметно резвее при трогании на скользком месте. Но при движении поведение машин будет отличаться.
Например, на заднеприводных авто при торможении передние колеса будут блокироваться и скользить, задние же шипованные станут, притормаживая, служить неким якорем, останавливающим авто на льду. Соответственно, по законам физики во время поворота переднюю часть заднеприводника станет разворачивать наружу, и осью вращения будет как раз задний мост. На трассе это чревато вылетом в кювет, а в городе – выездом на встречную.
Другая ситуация с переднеприводным. Резвый на старте, он перестанет «слушаться» при торможении и в поворотах – задняя часть автомобиля будет стремиться обогнать переднюю, разворачивая авто внутрь поворота. Поэтому если покупать, то полный комплект зимней резины. Конечно, если выдерживать спокойный темп езды, то в принципе можно и не почувствовать разницы. Но в неожиданных ситуациях, когда требуется резкий маневр, или при торможении предсказуемость машины имеет очень немаловажное значение. Да и управлять такой гораздо приятнее.
«Самый простой способ приобретения «шипастых» колес – купить готовую резину в магазине, – продолжает Руслан. – Самому шиповать все-таки не стоит, хотя есть такой сервис в некоторых мастерских. Понятно, что чем больше их будет на протекторе, тем крепче они будут держаться за лед. Но учитывая ситуацию на казанских дорогах, когда большую часть зимы приходится ездить по асфальту, иногда даже сухому, я бы не стал увлекаться увеличением количества шипов. На жесткой поверхности они уменьшают контакт с дорогой и скользят. Машина как на коньки встает!»
«Всю жизнь ездили на обычной, ну, может, всесезонной или зимней резине без всяких шипов, и ничего, – вставляет свою реплику немолодой покупатель. – Надо не лихачить и мозги иметь, тогда и аварий на дорогах меньше станет. А если гонять как очумелый, то никакая резина не спасет, хоть зимой, хоть летом. Я думаю, что шипы только провоцируют аварии, успокаивая и притупляя бдительность водителя».
Стоит сказать, что тесты зимних шин проводятся ежегодно. Например, немецкой автомобильной ассоциацией ADAC или нашими ведущими автомобильными изданиями. Так вот, сравнение рейтингов зимних шин за последние несколько лет позволило выявить закономерность – более новые модели оказываются всегда впереди благодаря постоянному прогрессу шинной индустрии. Поэтому если есть выбор между прошлогодней и новой моделью одного и того же производителя, то стоит предпочесть новую. Даже несмотря на более высокую цену. Так что же выбрать?
Мы можем посоветовать бренды зимних шин, которые, по мнению экспертов, неплохо себя зарекомендовали. Среди российских фирм можно посмотреть зимние шины Amtel или КЯ (Красный Яр), самые лучшие и поэтому дорогие импортные – это Nokian (особенно Hakkapeliitta), Michelin (модель X-Ice North), Continental (новая ContiWinterViking 2), Pirelli, BridgeStone, Goodyear (Ultra Grip).
И удачи на дорогах!