Летом этого года в соответствии с намеченными планами по реорганизации и обновлению автобусного парка в Казани было достигнуто соглашение между исполнительным комитетом МО Казани и компанией Zonda, в результате которого в город поступили первые автобусы китайского производства. Zonda в свою очередь выразила готовность открыть в Казани сервисный центр по обслуживанию автотранспорта.
Первая презентация 50 новых автобусов китайской марки Higer прошла 22 июня. Сразу после этого первые низкопольные автобусы средней вместимости марки Golden Dragon-6102 и полунизкопольный Higer-6118 появились на улицах города. По заявлению производителей, Higer, в отличие от НефАЗа и МАЗа, – автобус средней вместимости с дизельным двигателем Евро-3. Все они сертифицированы и адаптированы для эксплуатации в российских условиях.
По словам мэра Ильсура Метшина, «казанские перевозчики заключили с компанией «РусбизнесАвто» достаточно грамотные контракты: в течение двух лет (или сто тысяч километров пробега) на автобус им будет предоставлена гарантия. В контракте также прописано, чтобы была современная станция техобслуживания (она уже открылась на улице Седова). Автобусы оснащены автоматической системой пожаротушения, кондиционером и рядом других технических опций».
Сейчас в Казани уже около 800 низкопольных китайских автобусов. Всего же до октября будет поставлено более 1 100 единиц техники. Как оказалось, производители не готовы к такому большому заказу от одного города: некоторые заводы поставляют технику с задержками.
Возникает законный вопрос: кондиционеры и низкий пол, конечно, хорошие и необходимые дополнения для городского транспорта. Однако смогут ли дешевые китайские автобусы Golden Dragon и Higer выдержать жесткие условия российской эксплуатации и наши холодные зимы?
С этим вопросом мы обратились к директору частной транспортной компании, занимающейся туристическими перевозками, Ильвару Закирову.
– Осенью 2004 года наша компания приобрела автобус фирмы Ssang Yong модели Transtar. Автобус на 45 мест с «мерсовским» дизельным двигателем 9,5 литров, кондиционером, видеодвойкой, магнитолой и устройством для ведения экскурсий. В Москве тогда предлагали рухлядь, с проржавевшими корпусами, не на ходу. Помню, в одном при попытке запуска двигателя упало назад сиденье вместе с водителем. На третьи сутки поисков нашелся один автобус в удовлетворительном состоянии (350 тысяч км пробега по спидометру).
– Как обстояли дела с ремонтом тогда и сейчас?
– В то время ремонтом китайских и корейских автобусов никто не занимался, а в «Мерседес центре» и «Вольво центре» вместо ремонта предложили менять узлы и агрегаты. Представляете, в предпусковом подогревателе «Вебасто» засорилась форсунка, а менеджеры предлагают поменять подогреватель целиком на новый. Стоимость нового – 45 тысяч рублей, плюс работа их специалистов тысяч на десять. В АТП-2 нам устранили эту неисправность за 15 минут и 300 рублей.
Следует отметить, что к автомобилям вообще и к автобусам в частности в Корее относятся хищнически. На обслуживание денег, в отличие от Европы, не тратят и эксплуатируют на износ. Хорошо, если масло меняют вовремя. У нас же в Казань поступили не новые автобусы?! По крайней мере, не все. Вот и делайте выводы.
– Что вы можете сказать о зимней эксплуатации машины?
– Зимой автобус показал себя плохо. Неполадки в электрике. На морозе аккумуляторы чувствуют себя неважно. Плохой запуск двигателя. Замерзали стекла салона, из-за чего экскурсии иногда срывались. Все резинки, которые могли быть изношены – изношены или задубели. Вдобавок пластик салона при промерзании лопался или расслаивался. Кузов деформировался и сжал лобовое стекло. По нему пробежала трещина. Весной в результате негерметичности корпуса в салоне с потолка капала вода.
– Как вел себя двигатель в наших условиях?
– Двигатель работал и до сих пор работает вполне сносно, но вот все остальное... Например, довольно быстро нам пришлось менять турбину. Вследствие эксплуатации на нашем дизельном топливе износ был такой, что внутри нее возникал при работе вакуум и она начинала засасывать масло. Пришлось ее срочно менять.
Вообще, нареканий больше вызывал не двигатель, а корпус и ходовая. Первым делом на наших кочках отвалился бампер. Пришлось изготовить самодельный и поставить вместо штатного.
Реактивные тяги постоянно выходили из строя, особенно на переднем мосту. Рассыпались саленблоки и уплотнительные резиновые кольца – не выдерживали морозов. Летом выяснилось, что кондиционер тоже не работает и опять из-за уплотнительных резинок. После ремонта фреон пришлось заливать заново.
«Конечно, в Казани китайские автобусы ходят всего ничего – два месяца и еще не успели показать себя с точки зрения поломок, – сообщили нам специалисты в АТП-2, – пока ни один автобус не сошел с рейса. Но ведь и зимы еще не было. Вы приходите весной, когда ситуация прояснится и тогда мы сразу скажем, хорошие это автобусы или нет».
«Покупают в основном резину, – сообщили в автомагазине при АТП, – водители говорят, что она «сыпется». Больше ничего не знаем. Вот весной...»
Что ж, будем ждать весны и информации о том, как прижились у нас в Казани китайские автобусы.