Для повышения скорости движения автобусов в Казани по-прежнему делают ставку на специальные полосы для общественного транспорта. Об этом заявил сегодня в «Штабе по пробкам» мэр Казани Ильсур Метшин. Среди других мер предусмотрено обновление автобусного парка, запуск новых станций метрополитена, развитие сети трамваев с повышенными скоростными характеристиками и даже создание внутригородского железнодорожного транспорта.
«Пробки сегодня – самая актуальная тема для жителей Казани, поэтому мы занимаемся этим вопросом в ежедневном режиме... Город растет, и дорожно-транспортная сеть должна поспевать за его ростом», – подчеркнул Ильсур Метшин, открывая заседание штаба.
Сейчас, по словам выступившего в штабе начальника комитета по транспорту исполкома Казани Айдара Абдулхакова, наш город готовится к началу нового этапа в развитии общественного транспорта. В ноябре среди автотранспортных предприятий состоится конкурс за право обслуживать автобусные маршруты в ближайшие пять лет. А с 1 мая 2013 года вступит в силу обновленная транспортная схема. Таким образом, цикл развития системы городского общественного транспорта, начавшийся с конкурса, проведенного в 2006 году, и со знаменитой транспортной реформы 2007 года, подошел концу, стартует следующий. Новая транспортная схема, включающая в себя 73 маршрута на 1024 автобуса, не претерпит революционных изменений. В связи с предстоящим завершением строительства транспортных развязок будет скорректировано семь маршрутов (№5 «ЦУМ» – «Ул. Халитова», №18 «Ул. Северополюсная» – «Пер. Дуслык», №28 «ЦПКиО им. Горького» – «Ул. Короленко» (кольцевой), №30 «Пер. Дуслык» – «Станция «Лагерная», №34 «Микрорайон «Солнечный город» – «Жилой массив Дербышки», №83 «Ж/д вокзал» – «Пр. Победы», №89 «Ул. Ак. Сахарова« – «Ул. Гудованцева»).
Кроме того, с учетом просьб жителей появятся три новых маршрута: №7 «Ул. Ленинградская» – «Футбольный стадион», который обеспечит связь Авиастроительного и Ново-Савиновского районов с новым футбольным стадионом через улицы Фрунзе, Вахитова, Чистопольскую. Также он пройдет по ул. Миля. Маршрут №65 соединит поселок Царицынский Бугор с ост. «Советская площадь». Маршрут №95 пройдет от МКДЦ через ул. Дубравную до ул. Завойского.
Стоит отметить, что обязательным условием участия в конкурсе для перевозчиков является обновление не менее 50% подвижного состава. На практике этот порог будет перевыполнен, так, всего планируется заменить порядка 700 автобусов. Сегодня автотранспортными предприятиями заключены контракты на поставку 392 МАЗов и НефАЗов большой вместимости, 291 из которых уже вышел на городские улицы.
При этом автобусы китайского производства будут практически вытеснены из Казани. Списанную технику в настоящее время охотно приобретают в Перми, Ульяновске, Кирове, Ижевске и других городах, которые по примеру столицы Татарстана решили избавиться от неудобных маршруток.
Однако главные качественные изменения к лучшему в новом цикле произойдут в сфере экологически чистого электрического транспорта. По словам начальника управления метрополитена МУП «Казанский электрический транспорт» – «Метроэлектротранс» Асфана Галявова, трамвай вновь становится ведущим видом общественного транспорта.
В мае 2013 года будут запущены в эксплуатацию три новых станции метро, а в более отдаленной перспективе и четвертая станция «Дубравная», строительство которой в настоящий момент стартовало. В этом году среднесуточный пассажиропоток подземки уже вырос в 1,45 раза – с 72 до 105 тыс. поездок в сутки. Ожидается, что со вводом новых станций он удвоится.
В январе следующего года будет наконец запущена линия трамвая с повышенными скоростными характеристиками по Большому Казанскому кольцу – на участке 23 км от ж/д вокзала до Солнечного города. Все 32 остановки можно будет проехать не более чем за час.
В настоящее время с этой целью заключаются контракты на закупку 20 специальных трехсекционных трамваев вместимостью 226 человек и максимальной скоростью до 100 км/час. Кроме того, прорабатывается вопрос о закупке 10 обычных трамваев для обновления подвижного состава на других участках трамвайной сети.
Также в следующем году будет запущена интермодальная ветка аэроэкспресса, которая свяжет центр Казани с международным аэропортом. Время в пути составит всего 20 минут. Кроме того, в связи с тем, что на территории Казани пролегает 58 км железнодорожных путей и расположено 17 остановочных платформ, минтранс РТ рассматривает возможность организации кольцевого движения электричек. Это позволит, например, за 27 минут доехать из Дербышек до Юдино, за 20 минут – до ж/д вокзала.
Кроме того, жители Кировского района на троллейбусе нового маршрута смогут доезжать по новой дороге до метро «Козья слобода».
Большие надежды в борьбе с пробками городские власти возлагают на внедрение адаптивной системы управления дорожным движением. Сейчас в Казани она работает на 15 перекрестках по ул. К. Маркса, ул. Горького, ул. Н. Ершова, за счет чего пропускная способность на данных участках увеличилась на 7%. В 2013 году к ней планируется подключить 96 светофоров, что позволит увеличить пропускную способность улично-дорожной сети города на 15-20%. В дальнейшем на основе данной системы планируется внедрить приоритетный пропуск общественного транспорта: при подъезде автобуса на светофоре автоматически будет загораться зеленый свет.
Несмотря не то, что в Москве уже громогласно отказались от полос для общественного транспорта, Казань продолжает стоять на своем. Для обеспечения приоритетного проезда общественного транспорта рассматривается вопрос о введении для него выделенных полос еще на шести улицах: ул. Парина, ул. Мавлютова, ул. Дементьева, ул. Глушко, ул. Мира и мост «Миллениум». В настоящее время подобная разметка действует на 38 улицах, что позволяет заметно ускорить движение автобусов. В будущем, возможно, правом приоритетного проезда будут наделены также такси и снегоуборочная техника.
На совещании также упомянули о том, что революционные улучшения ждут систему оплаты проезда. Напомним, в настоящее время в Казани успешно внедрена система электронных транспортных карт, которой регулярно пользуются 360 тыс. человек и с помощью которой совершается 73% поездок. Следующим шагом станет оплата проезда с помощью NFC-модулей, встраиваемых в обычный сотовый телефон. Для оплаты мобильник надо будет просто приложить к валидатору в руках у кондуктора. В настоящее время транспортные компании Казани полностью готовы к запуску технологии. Дело за мобильными операторами, которые должны внедрить услугу в ближайшие месяцы.
Как подчеркнул мэр Казани, конечным результатом развития общественного транспорта в городе должно стать его превращение в достойную альтернативу личному автомобилю. Пока же автомобилизация в Казани стремительно растет: с 2006 года не менее 150 тысяч горожан с общественного транспорта пересели в свои собственные авто. Как результат количество поездок общественным транспортом сократилось на 107,5 миллиона в год до 262 млн. Как показывает мировая практика, переломить эту тенденцию – единственный способ решить проблему пробок.
Фото: Фото и видео Эдварда СОКОЛОВА и ГИБДД МВД по РТ