Жительница Казани Рефида Шамсутдинова долгое время жила в Турции. Сейчас она переехала в Германию и оттуда следит за тем, что происходит в стране, которую она любит и по которой скучает. Она ведет «Хроники боли» — и пишет о том, что волнует всех даже далеко за пределами Турции. Публикуем ее заметки от первого лица.
Белый саван
Как такое пережить? Невыносимое горе...
Подруга моя, сестра по духу, мечется по Стамбулу, то кровь сдает, очереди выстаивает, то коробки пакует, то одеяла покупает, то за родителями смотрит, то пишет, отвечает на вопросы.
Сегодня ранним утром просили приехать подготовить нужные вещи. Так и сказали: «Нужные вещи». Когда она зашла в большой ангар, не сразу поняла, что происходит. Огромные рулоны белой ткани. Подумала, шить что-то будут. Но всё не так. «Для детей — отдельно, для взрослых — другие, — сказал проходящий мимо строгий человек. — Режьте правильно, работы много!»
Услышав это, мир закрылся перед ней. Глубокий обморок. Сейчас плачет, как же она могла в такой трудный момент обременить своим состоянием людей, которым нужно скорее отправить этот «товар». Белый саван, кафан, для детей размером поменьше — и резать так, чтобы хватило на всех…
(После омовения мусульман заворачивают в белый саван и быстро должны тело предать земле, совершив похоронную молитву).
Гуманитарная помощь
Пакуем коробки в Хатай и Антакью. На морозе принесенные только что вещи еще держат в себе запахи, настроение и тепло того дома, в котором они находились. Чистые, аккуратно сложенные, почти новые сразу распределяются по коробкам и отправляются или в аэропорт, или в контейнеры грузовых машин. Открыла черный плотный пакет — большая норковая шуба, еще одна, еще, каракуль, соболь...
Надо брать всё, что несут люди, без осуждения. Если не подходит что-то, можно просто выбросить, припрятать в мусорной зоне, молча. Туфли на каблуках, бальные платья, нижнее белье с кружевами, конечно, выглядят нелепо и, может быть, в этой ситуации оскорбительно, однако каждый дает то, что у него есть.
Ценности
Пишет знакомая о том, что любила носить всё марочное, дорогое и качественное, покупала в дом только последние модели техники, а выбежала в зиму в одной пижаме и босая, дом за спиной сложился как карточный домик...
Разные судьбы
У профессора любимая ученица, должна была весной защищать докторскую, без единой царапины вытащили из пустоты, образовавшейся между стенами, умерла от холода...
Много часов прошло, вытаскивают живых младенцев, новостей много. Одного мама закрыла собой, умерла над кроватью, другой — с волосами матери, зажатыми в кулачок.
«Третьего, чтобы вытащить из-под плиты, отец отдал заживо отрезать свою руку и умер от боли»
Дошкольник крепко спал. Землетрясения не заметил. Возмутился, когда спасатели его потревожили, мол, что тут происходит-то, кто посмел его хватать?!
Убитый горем отец сидит и держит часами руку дочери, погибшей под плитой, которую еще невозможно поднять и освободить тело.
Мы показывали страшные кадры последствий землетрясения в Турции — падающие многоэтажки и разрушенные районы. Турция пережила одно из самых разрушительных землетрясений в истории — об эвакуации рассказала девушка из Казани, которая умудрилась спасти котов.
Читайте самую интересную и проверенную информацию в Telegram-канале 116.RU и в нашей группе во «ВКонтакте».