В Казани подвели итоги работы Министерства транспорта и дорожного хозяйства за прошедший 2024 год. Рассказываем, с какими проблемами столкнулся общественный транспорт республики и какие цели поставило министерство на этот год.
Кадры
Основной доклад зачитывал глава Министерства транспорта и дорожного хозяйства Фарит Ханифов. Как заявил Ханифов, одной из главных тем является вопрос кадров. По словам министра, сейчас необходимо привлекать молодых специалистов в транспортно-дорожную отрасль. Для этого нужен определенный подход.
— Улучшение условий работы и достойная заработная плата, а также внедрение социальных гарантий поможет привлечь и удержать молодых сотрудников, — сказал Ханифов.
Он также подчеркнул, что сейчас наблюдается рост потребности в увеличении бюджетных мест в университетах Татарстана.
Железнодорожный транспорт
Далее министр затронул тему железнодорожного транспорта. Подробнее он рассказал о Горьковской и Куйбышевской железных дорогах. В первую в 2024 году инвестировали 3,9 млрд рублей, а во вторую всего лишь 834,6 млн. При этом Куйбышевская ж/д пользовалась большей популярностью: за прошлый год по ней отправили 14,90 млн тонн и приняли 11 млн тонн. А Горьковская приняла 7,93 млн тонн груза и отправила 1,37 млн.
Если говорить о проблемах, которые выделили в министерстве, то это нехватка остановочных пунктов и отсутствие комфортных условий на вокзалах. Некоторые из платформ обновляли к осеннему саммиту БРИКС: на них потратили 116 млн рублей. За эти деньги отремонтировали 6 остановочных платформ.
— Есть проблемы и есть пути их решения. Это строительство новых платформ и ремонт уже существующих, запуск новых маршрутов. В 2024 году мы запустили четыре новых маршрута, в 2025 году будет еще 8, — отметил Ханифов.
В амбициозных планах министра — расширить маршрутную сеть до 135 маршрутов (сейчас их 127). Ханифов рассказал, что в 2030 году власти должны организовать 171 маршрут, чтобы перевести 7 млн 300 тыс. пассажиров.
Одна из задач, поставленных на этот год, — это разрыв железнодорожного сообщения на Горьковской дороге, между станциями Яранск и Котельнич. Длина отрезка составляет 130 км.
— Грузовой поток по ним пойдет со стороны международного транспортного коридора север-юг, юг-запад, — объяснил Ханифов.
Он добавил, что в 2025 году на железных дорогах Татарстана появятся платформы Госархив и Тихорецкая, запустят 8 дополнительных поездов и введут новый подвижный транспорт Казань — Нижний Новгород — Казань.
Воздушный транспорт
Немного цифр: за 2024 год все аэропорты Татарстана обслужили более 6 млн человек. Ханифов подчеркнул, что это прирост на 4%. 37 маршрутов из всех аэропортов республики субсидировались на сумму 591 млн рублей.
— Работа по увеличению количества направлений, в том числе и международных, будет продолжаться совместно с Росавиацией. Маршрутная сеть республики сегодня достаточно солидная: 97 направлений, из них 52 внутренних и 45 международных.
В этом году в казанском аэропорту запустили новый перрон. Второй этап работ по нему включает в себя проектирование нового терминала для пассажиров.
— Задачи на этот год: работы в международном аэропорту Казани по терминалу № 3, увеличение маршрутной сети. Также ремонт взлетно-посадочной полосы аэропорта Казани в 2025–2026 годах и развитие инфраструктуры аэропорта Бугульма, — поделился планами Ханифов.
Стоит отметить, что в аэропорту Бугульма собираются удлинять взлетно-посадочную полосу с 1983 метров до 2 км 500 метров. Это нужно для того, чтобы воздушная гавань могла принимать самолеты выше класса, чем нынешние.
Общественный транспорт
Сейчас по республике курсируют 2308 единиц подвижного состава: это 848 регулярных маршрутов.
— Министерством проведен анализ нормативного состояния подвижного состава, осуществляющего регулярные пассажирские перевозки. По состоянию на первое января 2025-го в нормативном состоянии находятся 79,2%, — заявил Ханифов.
Министр отметил, что федеральным проектом республике поставлена цель — изменить это число до 85%.
Ханифов сравнил итоги в сфере общественного транспорта с предыдущими годами. По его информации, за прошедшие 5 лет в Татарстане обновили 461 автобус и 74 троллейбуса. К 2030 году министерство будет планомерно обновлять транспорт: 117 автобусов в год.
Министр добавил, что в этом году стоимость проезда «несколько увеличена». В столице Татарстана, например, стоимость проезда 43 рубля. В других городах — 35.
— Основной задачей на сегодняшний день является сохранение тарифа на таком уровне, чтобы это не снижало пассажиропоток и гарантировало сбалансированный рост пассажиропотока и тарифов, — сказал глава Миндортранса.
А теперь о деньгах: в 2024 году из бюджета Татарстана потратили на субсидирование общественного транспорта 2 млрд 730 млн рублей, из них 1 млрд 400 тысяч — это спецказначейские кредиты. Следующие 5 лет отрасли необходимо будет выделять по 2 млрд в год. Эта сумма будет идти на приобретение транспорта и обслуживание лизинга.
В 2025 году в Татарстане планируют установить на общественный транспорт датчики пассажиропотока, создать единую информационную систему контроля и мониторинга всего общественного транспорта республики, обновить автопарк и решить вопрос дефицита водителей.
Такси
Не только про автобусы да троллейбусы шла речь: Ханифов напомнил и о такси. По подсчетам министерства, в Татарстане сейчас 19 служб заказа такси. К авто есть жесткие требования: должна быть «шашка» на крыше, цветографическая схема сбоку, а сама машина должна быть желто-белого цвета.
При этом, как отметил Ханифов, жители республики нередко жалуются на службы такси. Он выделил три главных нарушения: подача не по месту назначения, завышенная стоимость в час пик и грубость водителей. К слову, по данным группы «Ренессанс Страхование» и сервиса «Автокод», Татарстан оказался в топ-3 регионов с самыми агрессивными водителями. Такие вот цифры.
Ханифов заявил, что в сфере такси «надо наводить порядок».
— Вопрос нужно решать по созданию управления такси, а может быть, сразу управления такси и общественным транспортом агломерации, — сказал Ханифов.
Водный транспорт
О нем рассказал гендиректор АО «Флот Республики Татарстан» Роман Лизалин. В павильоне, посвященном работе компании, он отметил: сейчас по республике курсируют судна в количестве 15 единиц. При этом Лизалин отмечает, что большинство людей покупают билеты через онлайн-сервисы. Основной упор собираются делать именно на эти продажи.
— Мы надеемся, что если мы сейчас сделаем мобильное приложение, кратно вырастет число проданных билетов, — сказал Лизалин.
В 2024 году «Флот РТ» открыл направление Верхний Услон — Казань. За это время маршрутом воспользовались 44,1 тыс. пассажиров. Лизалин признал, что изначально ажиотажа этот маршрут не вызывал. Однако позже направление стало пользоваться успехом.
Сейчас АО хочет приобрести два новых судна на воздушной подушке «Парма-44». Это позволит круглогодично перевозить пассажиров из Верхнего Услона в Казань и назад. Цена за одно такое судно — 78 млн рублей.
Также в компании планируют приобрести пассажирское судно ледового класса «Капитан Чистополов». Оно будет курсировать по тому же маршруту — Верхний Услон — Казань. Судно может пройти через 20-сантиметровое ледовое покрытие реки: всё потому, что у корабля ледовое усиление на винтах. За один раз такое судно может перевезти до 176 человек. Цена «Капитана Чистополова» — 185 млн рублей.
Последняя единица техники, которую думают приобрести во «Флоте РТ», это скоростное судно КС-162. Маршрут его эксплуатации — Чистополь — Красный Яр. Стоимость такого корабля — 75,3 млн рублей.
На следующий год также планируют кратно увеличить количество рейсов из Казани в Ульяновск. Лизалин объяснил: на это также есть спрос.
— Люди спрашивают. Ульяновские жители к нам охотно едут. И мы тоже, — сказал гендиректор флота.
Лизалин отметил проблемы, с которыми сейчас столкнулся флот. Во-первых, это субсидии. Их необходимо увеличить на возмещение недополученных доходов. Во-вторых, в этом году нужно заняться реконструкцией нового здания речного вокзала. По словам гендиректора, его необходимо построить по всем правилам безопасности.
Последним пунктом является получение денег. На приобретение флота компании нужно 1 млн 516 тыс. рублей. В эту сумму входят судна, которые он перечислял ранее, а также два «Метеора-202», которые обойдутся в 1 млн 100 тыс. рублей. А на реализацию транспортной безопасности на объектах Казань, Болгар и Свияжск АО потребуется 156,8 млн рублей.
— Основные задачи, которые мы бы хотели реализовать в 2025 году, это приобретение комплексного флота, ежегодный ремонт на 3 пассажирских судах и 2 дебаркадерах с последующим вводом в эксплуатацию. Также расширение маршрутной сети за счет тех самых судов, обеспечение транспортной безопасности на объектах Болгар и Свияжск и передача в доверительное управление причалов Чистополь и Камское Устье, — резюмировал Лизалин.
Итоги от Минниханова
Глава республики Рустам Минниханов отметил, что «текущие непростые условия» не мешают Татарстану развивать транспортную инфраструктуру. Он подчеркнул, что значительные средства в прошлом году выделяли на дорожное строительство. В 2024 году запустили обход Нижнекамска и Набережных Челнов с мостом через Каму, вторую очередь Вознесенского тракта, а также дорогу Алексеевское — Альметьевск и участок Горьковского шоссе.
— За два года те дороги, которые мы ввели, в истории Татарстана столько не было, — сказал Минниханов.
Глава Татарстана подчеркнул, что несмотря на снижение показателей аварий, число погибших всё равно выросло. Он призвал ведомства проанализировать ситуацию и выработать комплекс мер. Минниханов также напомнил о качестве дорог, за которым необходимо следить.
— Следует провести работы по плановому восстановлению в отношении региональных и муниципальных дорог, которые разрушены при строительстве дорог первой категории в прошлом году, — заявил глава Татарстана.
Минниханов отметил работу речного и воздушного транспорта. По его словам, в 2025 году необходимо и дальше развивать эти отрасли. А состояние общественного транспорта главу не устроило. Как заявляет Минниханов, больше всего нареканий вызывает транспорт в Набережных Челнах.
— Самый больной вопрос — это работа общественного транспорта. Хотя мы за 2 года закупили 290 автобусов и 64 троллейбуса. Эту работу необходимо продолжить. Очень много жалоб, конечно, на работу со стороны населения. Людей волнует дефицит автобусов и водителей, длительное ожидание транспорта, ненадлежащее состояние транспорта. Мы посмотрели, что по столице инфраструктура трамваев, не только подвижной состав, но и пути — всё требуют тоже хорошего внимания. Я считаю, что нам необходимо усилить внимание в части общественного транспорта, — заявил Минниханов
Он отметил, что данная тема на контроле руководства.
А вы довольны состоянием общественного транспорта?
Еще одним ключевым моментом в сфере общественного транспорта республики в этом году станет развитие казанского метрополитена. В столице Татарстана активно работают над строительством второй линии метро. Проект уже получил положительное заключение.
Участок из четырех станций планируют достроить к 2027 году. На него выделили почти 1 млрд рублей.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!