После того как гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский заявил, что казанские Ту-214 им больше не нужны, в другой авиакомпании — «Якутия» — корреспонденту 116.RU поспешили ответить, что всё-таки готовы ждать поставку «тушек» к оговоренному сроку.
Мы узнали у авиаэксперта Максима Пядушкина, есть ли шанс у оставшихся заказчиков дождаться выпуска многострадальных казанских «тушек» и почему ОАК (корпорация, в которую входит казанский авиазавод) изначально поставила нереалистичные сроки их производства.
— Это технически непростая задача, потому что нужные детали в России, скорее всего, уже не производят. Это означает, что нужно было искать поставщиков, которые с нуля будут разрабатывать их. Когда были озвучены первые сроки, что они за год собираются собрать новые «тушки», я был искренне удивлен. Это серьезная работа, это было просто невозможно, — объяснил Максим Пядушкин в беседе с журналистом 116.RU.
По мнению эксперта, сейчас всё возвращается к более реальным срокам и графикам и надежда успеть всё-таки есть. Главной проблемой с самого начала было несовпадение ожиданий заказчиков и возможностей производителей.
— Правительство требует от авиакомпаний с каждым годом перевозить всё больше и больше пассажиров, для этого нужны самолеты. И торопят с производством самолетов. Это одна сторона. А на другой — авиаконструкторы, люди неглупые, которые понимают, что построить по щелчку, быстро, не получится. Я предполагаю, что именно здесь и произошел разрыв между желаниями чиновников и возможностями конструкторов. Чиновники могли изначально не послушать инженеров, не услышать, а после стали требовать результаты по своим ожиданиям, — говорит авиаэксперт.
По словам эксперта, даже после сборки «тушек» еще нужно заложить немало времени на испытания. Любая новая деталь вначале испытывается на земле, затем уже в воздухе, и это занимает не один месяц. Но для начала эти детали всё же нужно хотя бы спроектировать.
— Даже с теми деньгами, что выделяет правительство, поставщики не выстраиваются в очередь. Одно дело, когда есть выбор и можно отказаться от одного и выбрать другого. Тут история без выбора, — считает Пядушкин.
Напомним, потребность в пассажирских самолетах возникла после начала СВО и наложения санкций на российские компании. Власти Татарстана сразу же заявили, что могут начать снова собирать Ту-214 для отечественных авиакомпаний. Предполагалось, что первые три борта казанский завод должен был собрать в 2023 году. В 2024-м — уже 7, в 2025 году — 10, в 2026 году — 15, в 2027–2030 годах — по 20. По крайней мере, именно такие цифры озвучивали местные власти.
Но ни одного самолета ни в 2022-м, ни в 2023-м казанский завод не собрал. В 2024-м пока тоже не было сообщений о завершении сборки самолета или же его тестировании.
Стоит отметить, что авиаэксперты говорили сразу: 10 самолетов в 2025 году — нереальная задача. Не получится. И пока время показывает, что эксперты в своих суждениях были правы.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!