Авиакомпания «Якутия» вслед за коллегами по цеху подписалась на покупку 12 самолетов Ту-214, которые собирают на Казанском авиазаводе. Что это — федеральные власти просят регионы показать нужность этой модели или перевозчики сами заинтересованы в «тушках»? Мы спросили у авиаэксперта Романа Гусарова.
Основное направление для «Якутии» вне региона — это Москва. Поэтому ей нужны магистральные самолеты, начал объяснять Гусаров.
— Понятно, что «Боингов» и «Эйрбасов» теперь не будет и надо что-то приобретать. Самолеты МС-21 уже все выкуплены до 2030 года «Аэрофлотом». На чем летать? Остается только Ту-214. Просто больше нечего заказать, — добавил Гусов.
МС-21 называют магистральным самолетом XXI века. Согласно данным из открытых источников, его производят на иркутском авиационном заводе. Первый полет был совершен в 2017 году. Летная сертификационная программа была завершена в декабре 2021 года. В 2023 году планируется завершить сертификацию, а к 2024 году руководство корпорации надеется поставить авиакомпаниям первые шесть самолетов МС-21.
Напомним, якутская авиакомпания получит 12 казанских самолетов до 2030 года. Однако пока она подписала с «Туполевым» не контракт, а только соглашение.
Сейчас «Якутия» летает на «Боингах», «Бомбардье», «Сухом Суперджете». Ее самолеты выполняют рейсы по самой республике, на Дальний Восток, в центральные регионы России, страны СНГ, Юго-Восточной Азии и дальнего зарубежья.
Есть заказы и от других перевозчиков: «Аэрофлот» хочет получить 11 лайнеров, «ЮВТ-Аэро» — 4. Недавно стало известно точное количество заказов для КАЗ: подписаны контракты на выпуск 20 «тушек», соглашения — на 67, еще на 61 машину имеются заявки от потенциальных заказчиков. То есть до 2032 года есть «подтвержденная потребность» на почти 150 воздушных судов.
По словам Гусарова, в среднем 4 самолета в год было бы реальной задачей для производителя. Но перед авиазаводом поставили более амбициозную задачу: к 2025 году нарастить выпуск до 10 самолетов Ту-214 ежегодно, а с 2027 года — до 20 самолетов. На это дело выделили 41,8 млрд рублей из главной российской «кубышки». При этом от предприятия требуют еще и модифицировать модель, а именно сделать укороченную версию.