Любители самокатов откровенно не умеют себя вести на тротуаре. Да, скорее всего, так можно сказать не о каждом, но те, кто понимает элементарные правила и уважает других людей, становятся больше исключением. Вот в Петербурге лихая шестерка самокатчиков устроила драку с прохожим на Невском проспекте. В результате пострадавший оказался в больнице со сломанными ребрами. В Челябинске пара лихачей наехала на пятилетнего мальчика. После этого ребенку пришлось делать операцию на ноге.
Первыми электросамокаты, понятное дело, появились в Москве. И там за первые пять месяцев существования кик-шеринга ГИБДД зарегистрировала 46 аварий с самокатами, в одной из них погиб человек. До некоторых городов страны самокаты пока не дошли вовсе. Возможно, к счастью. Пока есть время поучиться элементарной этике и вежливости. Пользователь самокатов Андрей Мима рассуждает, как вести себя на тротуаре, если ты решил встать за руль. Почитайте его колонку.
На улицах появились летние столики кафе, а вместе с ними растет спрос на велосипеды и самокаты. Я сам очень активный пользователь самоката, ездил на нем даже зимой. В связи с этим хочу поделиться с вами единственно верной этикой езды среди пешеходов: звоночек не используется никогда. Точка. Не бывает обстоятельств, при которых уместно использовать звонок на тротуаре.
Самокат на тротуаре — незваный гость. И дело не в ПДД, пост ведь про этику, а не про правила. С самого детства, еще когда были популярны ролики, я заметил, что люди очень боятся любых быстродвижущихся объектов. Даже роллеры вызывали у пешеходов оцепенение и чувство опасности. Человек на роликах — это уже транспортное средство. Он может сбить и серьезно покалечить. Чувство страха в комфортной для пешехода среде, где никто не движется быстро и не представляет опасности, — нездоровое состояние. За это состояние отвечает тот, кто создает угрозу.
В России есть культ силы. У нас слабый должен сильному, а не наоборот. Вы замечали, как часто люди ускоряются на пешеходном переходе, хотя с чего бы им это делать? Мы испытываем чувство неловкости, когда автомобиль пропускает пешехода на зебре. Условно, задерживаем барина, который едет по важным делам. Автомобиль сильнее, он решает, жить вам или умереть. Нужно быть благодарными, что вас пропустили, и в благодарность ускориться. Очень много где в мире наоборот: пешеход всегда в безопасности, а автомобилист должен слабому пешеходу чувство комфорта. Есть много городов, где вас по инициативе водителя пропустят даже вне пешеходного перехода, и это будет не одолжением, а, наоборот, благодарностью за то, что терпите дискомфорт от автомобиля. Это очень комфортная среда. Пешеход не должен бояться и чувствовать благодарность за безопасность, ему ее должны обеспечить те, кто опасность создает.
На горнолыжном склоне всегда виноват тот, кто выше по склону, потому что он видит всех, а его — никто. Резкие маневры тех, кто ниже по склону, не оправдание. Не уверен, значит, снизь скорость. Вплоть до нуля, если, например, впереди дети. Ответственность всегда на том, кто сильнее, быстрее, на источнике опасности. Так же и с самокатом. Неважно, насколько вы опытный пилот, важно то, что люди вас боятся, и ваша задача — создать им комфортные условия. Пешеход не обязан следить за обстановкой вокруг, он ожидает, что на тротуаре все движутся плюс-минус с его скоростью. Он имеет право залипнуть в телефон и вообще не смотреть на дорогу, настолько комфортным должен быть тротуар. Звоночек людей пугает. Они не могут оценить расстояние до вас, звонок застает их врасплох. Люди от звонка шарахаются в сторону, потому что думают, что их сейчас собьют. Это такая же нездоровая среда, как и пешеходы, которые боятся машин и ускоряются на зебре.
Кроме страха, есть еще причина почему, звонок неуместен. С чего вдруг пешеход вообще должен вам уступать? Представьте себе человека, который без всякого велосипеда громко крикнул: «А ну-ка, все немедленно расступились, я иду». Это бытовое хамство. На тротуаре все равны, ни у кого нет морального права просить приоритета. Не нравится — обойди. Хочешь идти быстрее, но не можешь обойти — попроси вежливо. Поэтому этичное поведение самоката на узком тротуаре — сбросить скорость почти до нуля, приблизиться к людям и голосом спросить у них, не против ли они, если вы их объедете. Точно так же, как вы бы поступили, будучи пешеходом. А распугивать пешеходов под угрозой физических увечий, держать их в страхе и считать, что они вам должны, потому что вы тут едете с ветерком на транспорте, — это варварство. Звоночек — это не вежливое приглашение уступить, а грубое вторжение в безопасную и комфортную среду других людей, хотя и по правилам, и по морали это вы должны подстраиваться под них.
При этом сам факт нахождения самокатов и велосипедов на тротуаре я нахожу уместным, пока город не покрыт велодорожками и езда в потоке машин создает очень высокие риски для здоровья велосипедиста. Но если уж выехал на тротуар для спасения своей жизни, то странно самому создавать угрозы здоровью других людей. Нужно всегда помнить, что ты на птичьих правах, и уважать пешеходов за то, что тебя вообще пустили на тротуар.
Согласны с автором?