«Друзья простят все, кроме успеха». Не знаю, кому принадлежит авторство этой фразы, но, думаю, что это сказано гениально.
Гений – это вызов обществу. Аристократы Парижа были в шоке, когда молодой ученик Кристиана Диора, почти мальчик, представил свою коллекцию Beat Look: на подиум словно ворвался свежий ветер с улицы – черные кожаные куртки, свитера с высоким горлом, короткие юбки. Сливки общества кисло морщили губки: «О, mon Dieu, нам предлагают одеваться, как дерзким студенточкам из Сорбонны!». Скандал!
Это сейчас за скандал дорого платят. Но тогда, в конце 50-х годов прошлого века, за него приходилось расплачиваться. Этот скандал едва не стоил Ив Сен-Лорану не только карьеры, но и жизни. Марсель Буссак, текстильный магнат, контролирующий финансовые потоки империи Диора, здорово испугался (так все клиенты разбегутся!), и решил послать кутюрье куда-то подальше. Ну, например, на родину – в Алжир. В Алжире разгорался костер войны, а Ив Сен-Лоран как раз достиг призывного возраста. Юного гения побрили «под ноль» и отправили служить в Африку, где он провел детские годы. Да, это был крах. А ведь карьера Ив Сен-Лорана начиналась просто блестяще!
Он был тощ, близорук и неуверен в себе. Типичный «ботаник», которого ученики колледжа превратили в мальчика для битья. Несколько поколений семьи Сен-Лоранов занимались юриспруденцией, и маленький Ив должен был пойти по стопам отца. Но он решил стать модельером. После очередной взбучки мальчик отправлялся поплакать в туалет. И утешался тем, что прямо на стенах этого, совсем не творческого заведения, рисовал эскизы платьев для кукол.
В 17 лет он решился на смелый шаг – отправил несколько эскизов в Париж на конкурс, который проводила Международная организация шерсти, и в журнал Vogue. Все сложилось удачно! Его платье для коктейля завоевало первый приз (он разделил его с Карлом Лагерфельдом), а эскизы понравились главному редактору Vogue Мишелю де Брюноф, да так, что тот решил познакомить молодого человека с Кристианом Диором. Диор предложил Сен-Лорану стать своим ассистентом, и это притом, что Ив никогда не изучал ни технику рисунка, ни искусство кройки. Да что там, будущий кутюрье не знал, с какой стороны подходить к клиентке во время примерки платья! Чтобы узнать азы профессии, Ив Сен-Лоран устроился подмастерьем к обычному портному, и не стеснялся этой работы.
Отношения с Диором, который был значительно старше своего ученика, складывались прекрасно. Что это были за отношения? – Об этом было не принято говорить вслух. Как и Диор, Ив Сен-Лоран провел детство, играя с куклами своих сестер, и самыми верными друзьями у обоих были матери. Великие кутюрье создавали наряды для женщин, в то время как сами относились к ним равнодушно. Они оба были способны любить лишь только себе подобных…
Их счастье продлилось недолго. Спустя год Кристиан Диор скоропостижно скончался, и Ив Сен-Лоран стал главой знаменитого Дома в 21 год – такой стремительной карьеры мир моды еще не знал! В январе 1958 года Сен-Лоран дебютировал в роли главного художника Дома Диора. Он стоял за кулисами, нервно теребил занавес, и боялся провала. Но случился триумф, и Марсель Буссак вытолкнул его на балкон, чтобы парижская богема увидела своего нового кумира. Кто знал, что тот же Буссак вытолкнет его на обочину жизни после скандала со следующей коллекцией – Beat Look?
Валентин Юдашкин создал новую форму для российской армии. Трудно представить, что в случае какого-то скандала даже в советское время нашего кутюрье отправили бы махать лопатой в стройбат или еще хуже – воевать с душманами в Афганистане. А вот Ив Сен-Лоран оказался в непривычной для себя среде, которая довела его до того, что модельер попал в госпиталь с нервным срывом. Таких, как он, лечили просто и без затей – электрошок, стимуляторы, транквилизаторы… В итоге кутюрье стал весить около 40 килограммов и потерял дар речи. Мир потерял бы великого кутюрье, если бы его друг Пьер Берже не нашел бизнесменов, которым удалось «выкупить» Ив Сен-Лорана у государства. Сен-Лоран вернулся в Париж, но его место в Доме Диора оказалось занятым. Тогда он подал в суд, и за то, что контракт с Домом Диора был расторгнут до срока, получил 700 тысяч франков неустойки. На эти деньги и был открыт Дом под маркой «Ив Сен-Лоран».
Ив Сен-Лоран так и не избавился от пережитых потрясений. Он пристрастился к наркотикам и алкоголю. Автор одной из книг об этом кутюрье писал, что Сен-Лоран, в надежде сохранить свое лидерство в мире моды, принимал кокаин. Амфетамины в комбинации с наркотиками и алкоголем подтачивали его психику и постепенно превращали его в чудовище. Во время запоев мэтр терял над собой контроль и бросал в окружающих все, что попадало под руку. Несмотря на субтильный вид, кутюрье обладал недюжинной силой и мог причинить окружающим серьезные травмы. Он впадал в депрессию и несколько раз был на грани самоубийства. Своих пристрастий Ив Сен-Лоран не скрывал, и французы прощали ему это – гений на то и гений, чтобы иметь пороки.
Скандалы всегда сопутствовали мастеру. Сначала страсти разгорелись вокруг его предложения одеть женщину в брюки. Женщин в брюках не пускали в рестораны и театры, школьницам грозили отчислением из колледжей за «появление в непотребном виде». Чтобы убедить мир, что женщина в брюках – это прекрасное зрелище, Сен-Лорану потребовалось 6 лет. Затем Америка боролась с его прозрачными блузками, потом протестовала против деревянных бус и африканских платьев-бурнусов. Покричали, смирились и полюбили!
Духи «Опиум» были запрещены в некоторых странах из-за пропаганды наркотиков. В рекламе своих духов Сен-Лоран снялся обнаженным. И хотя его тощая фигура вряд ли вызывала сексуальное желание, «Опиум» сметали с прилавков. Затем эти духи стала рекламировать одна из самых пышнотелых моделей – англичанка Софи Дал, которая была изображена на рекламном плакате с раздвинутыми ногами. Софи поучила за съемку 2 миллиона фунтов, а Сен-Лоран – бешеный успех и 730 жалоб за «аморальное поведение». «В этой жизни я жалею только об одном, – говорил Ив Сен-Лоран, – что джинсы придумал не я». Но что об этом жалеть? Этот кутюрье придумал почти половину из того, что входит в гардероб современной женщины. Как ни крути, а Ив Сен-Лоран до сих пор присутствует почти в каждом шкафу!
Как-то его спросили, как должна выглядеть идеально одетая женщина. Он ответил: «Очень просто. Черный свитер или кофточка и черная юбка. Зеленый муслиновый шарф вокруг шеи, много браслетов на руках, черные туфли. Такую одежду можно носить постоянно, лишь меняя время от времени аксессуары – браслеты, колье, черные лакированные пояса со стеклярусом, брошки, заколки». Да, все гениальное, действительно, очень просто.
Парадокс, но этот известнейший человек был поразительно одинок. Он общался только с хорошо знакомыми людьми, а таких было немного. «Живу, как монах», – говорил о себе Сен-Лоран, хотя при этом и немного кокетничал. «Монастырь» – это вилла в Маракеше (Марокко), замок в Нормандии или роскошная квартира в Париже. Он слушал музыку – Вагнера, Верди, Беллини, читал Марселя Пруста, рисовал.
Ив Анри Матье Сен-Лоран скончался 1 июня 2008 года на 71-ом году жизни. Преданные ему люди, которые работали на него, не считаясь со временем, в праздники и выходные, ничего не получили. Автор биографии великого кутюрье Мари-Доменик Леливр пишет: «Сен-Лоран только брал, но ничего не давал взамен».
Не могу с этим согласиться, ведь кто-то не получил от него ничего, а кто-то – получил все!
Фото: Фото с сайта Picasaweb.google.com