Сегодня с человеком, носящим трость, у большинства ассоциируется только образ старенькой бабушки с клюшкой. В современном мире есть место только трости-зонту, да и его функциональность ставится нынче под сомнение. А ведь не так давно, в восемнадцатом-девятнадцатом веках дворянину было неприлично даже на улице появиться без трости, не говоря уж о приличном обществе. Для денди трость – обязательный предмет наряда и этикета, так же, как шляпа-цилиндр. Акт приобретения трости молодым человеком приравнивался к вступлению во взрослую жизнь.
Тем не менее, история трости как неотъемлемой части образа дворянина довольно забавна. Модная при дворе семнадцатого века пышная одежда на каркасах мешала мужчине опустить руки вдоль тела. Левой рукой можно было подбочениться или опереться на эфес шпаги, висящей у пояса. Чтобы не держать постоянно на весу правую, кавалер должен был постоянно носить с собой трость – не только на улице, но и в помещении. Модным дамским аксессуаром тоненькая тросточка стала также по причине вычурности и неудобства наряда – туфли с 15-сантиметровым каблуком и обширный кринолин делали положение дамы весьма шатким в прямом смысле слова. Тросточка была единственным средством удержать равновесие. Женские трости имели набалдашник из фарфора ручной росписи.
К девятнадцатому веку трость перестает быть исключительным атрибутом дворянина, вместе с тем повышается ее функциональность. Из-за возросшей преступности на ночных лондонских улицах трость была необходима состоятельному гражданину в целях самообороны. Популярным стало искусство фехтования на тростях. Сами трости отличались большим разнообразием: в них прятали шпаги и ножи, полые деревянные трости, по внутренностям которых катался шарик, сохранились экземпляры тростей, оснащенных спусковым механизмом и стреляющих дробью. В 1883 году французские повстанцы использовали так называемые «три дьявольские трости». Одна из них, «ужасная», содержала три ряда двойных лезвий. Они ранили руки любого, кто пытался арестовать хозяина этого опасного предмета.
Кроме того, трости использовались и в мирных целях. Так, трость врача служила медицинским саквояжем: в ней помещались стетоскоп, пинцет, бинты и лекарства. Врачи часто носили трость, выполненную в виде кадуцея – символа медицины. Вокруг ствола этой трости обвивались две змеи. Писатели и художники прятали в нее кисти и карандаши, музыканты – ноты, существовали трости-флейты и трости-скрипки. В зависимости от моды и предпочтений владельца, в трости могли вставляться лорнеты, зонтики, фонарики, расчески, часы. Пульверизаторы для духов, часы, монокли – далеко не полный список того, для чего могла использоваться трость. В рукоятку специальной театральной трости вставлялся свисток для освистывания плохих актеров. Фотографы приспосабливали трость как треножник для фотоаппарата, существовала даже трость, при раскладывании превращавшаяся в велосипед. Курильщики приспосабливали трость как трубку или прятали в ней табак, а любители выпить использовали трости-фляги. Некоторые сторонники свергнутого Наполеона носили хитроумно выполненную трость: когда на ее набалдашник определенным образом падал свет, тень от трости напоминала профиль опального императора.
Отдельная песня – внешний вид набалдашников. Головы животных, чертей, сатиров, мужские и женские бюсты и профили, фигурки птиц, черепах из слоновой кости, серебра и ценных пород дерева превращали трость в изысканную вещицу, заставлявшую состоятельных господ безудержно коллекционировать трости. Говорят, Вольтер, имея в своей коллекции восемьдесят всевозможных тростей, не удержался и купил еще сорок. Крупнейшая в мире коллекция тростей и стеков принадлежит Хельмуту Биглеру и насчитывает свыше 70 000 экземпляров. В годы моды на Египет в оформлении тростей стали появляться египетские мотивы, и это не случайно – тростью пользовался сам фараон Тутанхамон, и предназначена она была для убийства змей. Царственные особы и позднее не обходили трости своим вниманием. Царь Алексей Михайлович обладал всего несколькими тростями, но были они необычайно роскошны. Набалдашник у одной был изготовлен из огромного сердолика с финифтью и дорогими камнями, у другой – украшен золотым двуглавым орлом с рубинами, изумрудами и алмазами. В отличие от отца, Петр I собрал обширную коллекцию. Будучи сам оригиналом, особое внимание он уделял тем экземплярам, что отличались не столько изысканностью, сколько интересными техническими решениями. Была у него и трость-шпага, и трость-линейка, и оригинальная трость с подзорной трубой в набалдашнике. Разумеется, в царской коллекции имелись и трости с отделкой из драгоценных камней. По его личным эскизам изготовили наградную трость с рукоятью, усыпанной бриллиантами и с крупным изумрудом в навершии.
Петр I нередко дарил своим подданным именно трости как знак особого расположения. При таком богатстве в оформлении тростей их действительно было не стыдно преподнести в подарок, в том числе и официальным лицам. За удачное сражение в Северной войне Меньшиков был награжден тростью, изготовленной по собственному эскизу государя. Ее набалдашник бы усыпан бриллиантами, а верх украшен крупным изумрудом.
В свое время трости были подарены Рональду Рейгану, Фиделю Кастро и Папе Римскому.
В России после событий 1917 года трость была упразднена как символ аристократизма и буржуазности. Однако представители богемы еще некоторое время сохраняли традицию: Алексей Толстой, Есенин, Маяковский использовали трость в повседневном обиходе. В то же время тростями щеголяли господа совсем иного сорта – верхушка криминального сообщества сохранила этот аксессуар как символ власти. Забавно, что ныне эту традицию переняли американские черные реперы. Так называемые «сутенерские трости» они украшают бесчисленным количеством стразов и камней.
Меняется ритм жизни – меняются привычки людей. То, что было некогда необходимым, обязательным, становится ненужным, неудобным и неуместным по прошествии лет. Глядя на коллекционные трости викторианской эпохи, иногда хочется помечтать, чтобы современный мегаполис замедлил свой бег, и размеренная прогулка вечером по набережной с элегантной тростью стала вдруг возможной.