В 90-х годах ХХ века основой корпоративного стиля российских компаний являлось наличие фирменного стиля в канцелярии и зарегистрированного товарного знака. Сейчас компании уделяют большое значение единству дизайна офисов, соответствию внешнего вида сотрудников компаний деловым нормам, а также индивидуализации компаний – разработке корпоративной одежды для сотрудников.
Как обстоят дела с корпоративной одеждой, мы поинтересовались у директора швейной фабрики «ПАНИТИ» Нины Циркуненко.
– Нина Владимировна, как, на ваш взгляд, развивается направление корпоративной одежды в городах России?
– В настоящее время можно выделить несколько направлений развития корпоративного стиля в одежде. Одним из основных является введение в компаниях обязательного дресс-кода, то есть правил этикета в одежде, обычно деловой и представительской. На территории России основными законодателями дресс-кода выступают банковские, экономические и политические круги. Современный деловой человек должен выглядеть респектабельно всегда и везде. Внешний вид сотрудников компаний как правило регламентируется рекомендациями к виду костюмов, галстуков, сорочек, украшений.
Другим направлением развития корпоративного стиля является униформа. Единый стиль одежды продавцов, менеджеров и обслуживающего персонала работает не только на узнаваемость фирмы, но и на психологическую сплоченность коллектива. Корпоративная одежда должна содержать некоторые элементы разработанного фирменного стиля: цвет (или гамму цветов), логотип.
Несомненно, деловой этикет в одежде в городе присутствует, однако его, к сожалению, придерживаются в основном банковские структуры и, наверное, мужчины деловых кругов.
С другой стороны многие компании в настоящее время уделяют особенное внимание разработке корпоративной идентичности внешнего вида работников. Поэтому можно сказать, что сегодня в Челябинске внедрение в компаниях униформы для сотрудников как средства индивидуализации является основным в развитии направления корпоративной одежды. Кроме того, к корпоративной одежде я бы отнесла и форму спортивных команд, и школьную форму, которую активно внедряют учебные заведения города.
– Униформа и спецодежда – не одно и то же?
– Спецодежда – это и костюм банковского служащего, который он регулярно надевает на работу, и форма проводников и стюардесс. Однако в сознании наших людей укрепилось, что спецодежда, спецовка – это одежда рабочих. В принципе, любая одежда, в которой вам удобно работать, и которую вы специально наденете на работу, руководствуясь либо удобством, либо корпоративными принципами, является спецодеждой.
Понятие «униформа» мне нравится больше, потому что, на мой взгляд, оно лучше отражает стремление компании к индивидуализации своих сотрудников. Уникальная форма – так я бы расшифровала это понятие, то есть форма, которая разрабатывается и изготавливается исключительно для вашей компании, которая позволяет идентифицировать принадлежность сотрудника только к вашей, а никакой другой компании, это форма индивидуального производства малыми партиями для вас и только для вас. А вот спецодеждой я бы назвала в первую очередь одежду массового производства из специальных тканей, предназначенную для опасных видов работ и вредных производств. Несомненно, и она может быть индивидуализирована, но, как правило, только нанесением логотипа и наименования компании.
В городе ценится именно униформа. Крупные торговые сети, рестораны, кафе, магазины стремятся к индивидуализации, разрабатывая именно уникальную одежду для своих сотрудников. Представьте только, что все оденут своих сотрудников в одинаковую одежду массового производства, все будут одинаковыми, останется только вывески унифицировать и дизайн помещений, все белое и серое… Здравствуй, СССР…
– Если с потребителями все более-менее ясно, то скажите, кому по силам производство униформы, или кем она производится в нашем городе?
– Производством униформы и корпоративной одежды у нас занимаются как специализированные швейные компании, так и некоторые рекламные агентства города. Рекламные фирмы как правило занимаются разработкой и изготовлением одежды для промоутеров, индивидуализируют готовую одежду нанесением логотипов и надписей компаний, швейное производство для них – бизнес не основной. Специализированные швейные предприятия могут предоставлять полный комплекс услуг от начальной стадии – разработки – до изготовления партий корпоративной одежды. Как раз к разряду таких предприятий я бы отнесла и предприятие, руководителем которого являюсь.
Наше предприятие – швейная фабрика «ПАНИТИ» – создано в августе 2001 года. Начинали мы с производства верхней дизайнерской одежды (пальто), много участвовали в дизайнерских конкурсах. Структура производства нашего предприятия позволяет выполнять любые объемы заказов и позволяет удерживать конкурентоспособные цены. Своим клиентам мы предлагаем качественные услуги – от разработки дизайна до создания одежды партиями любого объема.
Они сотрудничают с ведущими производителями и поставщиками ткани и фурнитуры в Европе, Азии и России, что позволяет предложить своим клиентам большой выбор качественной ткани разного уровня цен. Предлагается сотрудничество в следующих направлениях: дизайн и пошив деловой одежды, формы, одежды для банков, одежды для продавцов, одежды для водителей, униформы поваров, одежды для гостиницы, женской и мужской одежды для офиса, корпоративной формы, текстиля для ресторанов и многого другого, согласно специфике запросов клиентов.
– Как строится работа с заказчиком?
– Если в вашей компании появился новый элемент имиджа – корпоративная одежда, вам предстоит задача одеть сотрудников предприятия. Необходимо:
Создать дизайн. Эскизы, на основе которых вы согласовываете детали корпоративного стиля до полного его утверждения.
Выбрать ткань, исходя из требуемого уровня цен и качества
Утвердить опытный образец. Это важный этап, когда уточняются детали на уже отшитом образце.
Если заказчика устроит внешний вид одежды, то остается только утвердить размерный ряд и произвести фирменную одежду.