Московскому режиссеру Борису Колпакову нравится работать в регионах, где люди сохранили добродушие и экспериментальный дух.
Сегодня он участвует в региональном конгрессе альтернативной моды «Пятый сезон». В дневной программе – соревнования российских стилистов, мастер-классы зарубежных специалистов. Вечером зрителей ждет модное шоу, постановкой которого во второй раз занимается режиссер Борис Колпаков, известный по участию в Russian Fashion Week, Неделе Volvo в Москве, фестивалю «Красивый мир» в Кремле. Каким он видит сегодняшнее модное шоу и на что можно рассчитывать региону – в эксклюзивном интервью с режиссером.
– Борис, не кажется ли вам, что сегодня слишком часто по поводу и без стали употреблять выражение fashion show? И на модных событиях внешней оболочке подчас уделяется куда большее внимание, чем ее содержанию?
– Фэшн-шоу уже стало сленговым понятием. Обозначает оно не столько то, по поводу чего затевается мероприятие – показ моделей или причесок, а обстановку, где происходит этот показ: на крыше дома, в бассейне, на крыле самолета, взлетно-посадочной полосе, на разделительной линии посередине движения. Это необычное место, куда вы приходите, необычная для вас обстановка, необычная программа. Именно в это сейчас вкладываются большие деньги.
Потому что об этом будут писать, красивую картинку будут показывать. Но никто не напишет, что девушки ходили – они всегда ходят. И то уже просто дефиле, а не фэшн-шоу. Задача модели здесь соответствовать тенденциям, которые закладывает в шоу режиссер, хореограф. Недели моды предназначены для того, чтобы дизайнеры могли показать себя. Но здесь проблема в другом. У нас совсем не налажена индустрия легкой промышленности. Кажется, весь мир переехал в Китай. Наши дизайнеры занимаются лишь частными ателье. А в магазинах висит китайская одежда. У дизайнеров сейчас ситуацию такая же безысходная, как у парикмахеров. Они превращаются в службу сервиса.
– Вы уже много лет занимаетесь постановкой модных шоу. Как быстро меняются форматы, принципы и требования для их проведения?
– В моде все происходит очень быстро, потому что она должна произвести впечатление. Можно, конечно, и сегодня показать дефиле на белом подиуме, это классика. Но сейчас важно именно это шоу, обстановка. Чем интереснее, чем необычнее будет преподнесена коллекция, тем лучше. Если это экзотическая коллекция, совсем не обязательно показывать ее в ботаническом саду. Очень популярно вывозить моделей в сельскую местность для съемки в вечерних платьях. Ведь в такой обстановке платье бросается в глаза, а в обстановке времен Людовика XV наряды будут лишь соответствовать. Поэтому сейчас очень много эклектики в работах фотографов, дизайнеров.
– На периферии модные мероприятия проходят чаще на уровне эксперимента. На кого равняться регионам?
– Много дизайнеров, работающих сейчас в Москве, приехали из регионов. У всех у них экспериментальный дух, и нельзя сказать, что это плохо. Но не все они мыслят в широких масштабах. Москва начинает вычищать шероховатости и доводить работу людей до более-менее идеального состояния. Естественно, гораздо более высокие требования к технической стороне организации шоу. Надо стремиться к такому уровню организации шоу, какой показывают на своих концертах Мадонна, Бритни Спирс. Здесь, безусловно, важную роль играет финансирование. Хорошее шоу – это дорогое удовольствие. И дело не в том, чтобы собрать технологии и дать мероприятию верное течение, надо найти на это деньги. Удивительно, но в регионах техническая сторона обходится дороже, чем в Москве. То, что было даже не вчера, а позапозавчера, стоит здесь столько же, сколько современная аппаратура.
И, конечно, регионам нужен опыт. Когда вы вращаетесь в привычной для вас обстановке, я не уверен, что вы вырастите. Нужно ездить, смотреть, общаться с разными людьми, тогда сумеете что-то придумать. Вы сами двигатель прогресса.
– Вы много работаете в регионах. Чем они вас привлекают?
– Для меня здесь ценны люди. К сожалению, Москва людей съедает, она зубастая, и там нужно выживать, иметь такие же зубы в три ряда и по кулаку. Налет добродушия, открытости, приветствия, гостеприимства у приезжих быстро уходит. В течение 20 лет я езжу по регионам и все это время вижу, что люди здесь другие. Общий уровень взаимопонимания гораздо выше. Бизнес еще не затмил собой человеческий фактор. Может, поэтому и люди чище и хотят чего-то, горят, участвуют, вкладывают деньги, развиваются сами и дают развитие другим. Выстраивается интересная жизнь, она идет вперед. Я всегда желаю всем стремления и революционности. Нужно быть немного революционером, чтобы жизнь не проходила мимо вас. Да, это немного опасно, ведь люди боятся изменений. Мы прибиты к привычному образу жизни, семье, детям, пеленкам, материальным ценностям. А революция – это сбив, каша-малаша.
– А себя вы считаете революционером?
– Не то чтобы. Но я режиссер, и у меня есть возможность хотя бы в своих мероприятиях изобретать новинки.
Проблема для развития в нашей стране еще в том, что она не признана в сфере моды или технологий. Часто можно услышать: это сделал Александр Петров, но сейчас он живет в Америке. Почему в России талантливые люди должны жить плохо? Почему люди, которыми восхищалась вся страна, сейчас умирают в забвении? Светлые головы, которым надоело кормиться на 10 000 рублей в месяц, уезжают за рубеж и там их признают. Вот почему мы – вторичная страна, и такой останемся, пока не изменится что-то в нашей экономике.
Единственное, за счет чего мы выживаем, – это человеческий фактор и принцип «голь на выдумки хитра». Если у нас нет хорошей световой аппаратуры, мы красиво спляшем. Безденежье в некотором роде заставляет людей прощать низкий уровень моды, шоу. Но нам все равно хочется зрелищ. И я стараюсь делать их так, чтобы люди отвлеклись от своих проблем, получили вирус счастья.
– Наверняка у вас как у человека творческого есть еще много увлечений?
– Если обобщить, то я люблю китч, мне нравятся экстранеординарные вещи. Занимаюсь немножко дизайном очков, бижутерией. Делаю для друзей настольные лампы из стеклянных бутылок большого размера.
Залог модного образа, по мнению Бориса Колпакова:
Деньги. Сегодня в магазинах продается очень много европейской одежды экономкласса. Мир сегодня задумывается прежде всего об удобстве, поэтому существует много марок, которые делают одежду в тенденциях и вроде бы делают неплохо, но по низкой цене. Но если вы хотите выделиться, то, конечно, вы идете в бутик и выкладываете несколько тысяч долларов за платье или аксессуар. Тогда, да, вы действительно выглядите модно.
Вкус. Очень много людей одевается дорого, но безвкусно. Пусть у человек есть деньги, он пошел и купил, а как носить – не понимает. Потому что нет стержня, чувства вкуса и стиля, которые мы впитываем с молоком матери. Для моды должен быть этот стержень.
Красивая фигура. Не стоит забывать, что одежда конструируется и кроится, прежде всего, на худых людей. Все остальное всегда нелепо. Нет красоты вне стройной фигуры. К сожалению или к счастью, мы сотворены худыми, интересными, а уж в течение жизни сами над собой издеваемся. И страдаем потом лишним весом, проблемами со здоровьем из-за неправильного питания, образа жизни и ее понимания. Зачем питаться консервами и колбасам, если там нет мяса? Почему только в нашей стране люди смотрят друг на друга волками и не улыбаются? Разве вам хочется ходить по городу и видеть неухоженных, некрасивых, мрачных людей? Надо отходить от шаблона, что молодой человек привлекательный, а 70-летний – страшный и дряхлый. Надо стремиться к тому, чтобы и в 70 выглядеть достойно.
Резюме: Если вы красиво выглядите и одежда вам просто-напросто идет, то никто никогда не скажет, что вы не в тенденции.
Ольга АККЕРМАН