Завершилась очередная легендарная гонка «Дакар». Теперь она проходила далеко от своей исторической родины, и многое в ней поменялось. Но осталось неизменным то, что «Дакар» ошибок не прощает. Для победы по-прежнему необходим коктейль из мастерства пилотов, находчивости штурманов, оперативности механиков и благоволения трассы.
У российских любителей гонок «Дакар» прочно ассоциируется с победами отечественных грузовиков. Одиннадцать последних лет, за которые команда «КАМАЗ-Мастер» лишь дважды уступила конкурентам, окрылили наших болельщиков. Поэтому решение многократных победителей Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова о прекращении спортивной карьеры вызвало серьезные опасения. И если привычными претендентами на подиум «Дакара-2012» назывались именитые Жерар Де Рой, Ханс Стейси, Пеп Вила и Алес Лапрайс, то из пилотов КАМАЗа определенные шансы отводились разве что Эдуарду Николаеву – победителю «Дакара-2010» в качестве механика и бронзовому призеру «Дакара-2011» в качестве пилота. В отношении других пилотов челнинской команды специалисты сходились во мнении: ребята просто едут набираться опыта.
Поначалу Эдуард оправдывал чаяния болельщиков. На стартовых этапах Николаев ехал быстро, и после пятого отрезка отставание от лидера Де Роя составляло несмертельные двадцать с небольшим минут. Но непонятная история с аварией и недостаточной помощью пострадавшему джипу перечеркнула все надежды пилота. Как признал шеф команды «КАМАЗ-Мастер» Семен Якубов, повод для снятия экипажа с гонки у организаторов был, и они им воспользовались.
К моменту дисквалификации Николаева три других КАМАЗа занимали места с шестого по восьмое, а Ильгизар Мардеев шел двенадцатым. Быстрая техничка Мардеева, безусловно, удивила всех зрителей: перегруженная машина сопровождения на протяжении всей гонки дожидалась и сопровождала другие экипажи команды, сумев при этом оказаться в общем зачете пятой! Кто знает, как сложилась бы гонка, выступай Ильгизар на боевой машине и имей целью бороться за самые высокие места.
Зато на боевой машине выступал сын Ильгизара Айрат. Первую половину гонки он шел в хорошем темпе, показав на седьмом и восьмом этапах шестое время и занимая перед девятым днем соревнований пятую позицию в общем зачете. Неприятности подстерегли молодого пилота на следующем отрезке: 302 километр первого чилийского спецучастка оказался роковым для блока шестерен привода распредвала, и двигатель Тутаевского моторного завода приказал долго жить. Ремонт на месте оказался невозможным, команда потеряла еще один экипаж.
Таким образом, после девятого этапа покорять просторы Чили и Перу отправились всего три КАМЗа. Жуткая авария Алеса Лапрайса позволила экипажам «коллективно» подняться на строчку вверх, и впереди замаячили неплохие шансы на подиум. Возможно, именно это и вдохновило членов татарстанской команды на подвиги: следующий, десятый этап пилоты прошли просто отменно! Даже несмотря на пробой трубки топливного насоса высокого давления, экипаж Андрея Каргинова финишировал на этапе вторым, а Артур Ардавичус и вовсе приехал первым, принеся первую локальную победу в гонке! После такого успеха казахстанский пилот мог рассчитывать даже на место повыше – от Ханса Стейси его отделяло менее пяти минут...
Но на последних этапах главную роль выпало сыграть не казахстанцу, а именно Каргинову: молодой спортсмен умудрился на финише гонки выиграть сразу два этапа! Конкурент Андрея за четвертую строчку испанец Пеп Вила пострадал от поломки коробки передач и сдал ему свою позицию.
В итоге победителем «Дакара-2012» стал экипаж Жерара Де Роя, вслед за которым с почти часовым отставанием финишировал в общем зачете Ханс Стейси. Оба пилота выступают на «Ивеко». Зато следующие три места распределились между камазовскими гонщиками: на подиум поднялся Артур Ардавичус, четвертым и пятым стали соответственно Андрей Каргинов и нестареющий Ильгизар Мардеев.
Подводя итоги выступления команды «КАМАЗ-Мастер» на очередном «Дакаре», можно констатировать: после шоковой терапии пациент скорее жив, чем мертв. Успех Ардавичуса – это достижение не только казахстанского пилота, но и результат слаженного труда всей команды. И даже несмотря на то, что грузовик Артура раскрашен в другие цвета и представляет другую страну, в штабе челнинцев считают пилота своим. Радует, что не затерялись среди многочисленных оппонентов молодые пилоты КАМАЗов: они показали отличный результат, а полученный опыт станет надежным фундаментом для будущих побед.
Впереди нас ждет еще много гонок, и будем надеяться, уже в следующем году пилот «КАМАЗ-Мастер» поприветствует своих болельщиков с самой вершины «дакарского» подиума!