Казанская аспирантка КФУ Сирина Курбангалеева вместе со своей командой придумала способ замедлить старение. Как утверждает ученая, ее технология пока еще не применяется в мировой медицине. Доказать уникальность своего проекта Сирина смогла представителям Минобрнауки России.
В конкурсе «Студенческий стартап», ее команда выиграла миллион на разработку проекта, который называется «Терапия возрастных изменений, нейродегенеративных и митохондриальных заболеваний путем доставки активных митохондрий в клетки человека». Звучит достаточно сложно. Но мы поговорили с Сириной, и она простым языком объяснила, в чем суть проекта. Также она высказалась о молодых ученых в Татарстане и их перспективах.
«В такие моменты чувствую себя полезной и нужной»
— В школе я и не думала, что стану научным исследователем. Но поступила на биологический факультет по собственному желанию. И когда попала туда, мне эта работа показалась очень интересной. Придя в лабораторию OpenLab «Генные и клеточные технологии» узнала, что такое стволовые клетки, регенерация, и погрузилась во всё это. Появился шанс ездить в другие города и посещать конференции. Наукой я начала заниматься со 2-го курса бакалавриата. Это было в 2016 году. Как пришла в OpenLab «Генные и клеточные технологии», так и продолжаю здесь работать теперь уже в должности младшего научного сотрудника. Два года бакалавриата, столько же магистратуры. Изучала свойства естественных и индуцированных везикул стволовых клеток, их состав, иммуномодулирующие свойства и митохондриальный состав. Сейчас, продолжая учебу уже в аспирантуре, занимаюсь изучением молекулярных механизмов злокачественных опухолей.
— В первый год в лаборатории я просто осваивалась, а дальше начало всё больше нравиться то, чем я занимаюсь, потому что стало понятно, что я делаю, для чего и кому это будет полезно. Есть прикладная привлекательность того, что мы делаем. В такие моменты чувствую себя полезной и нужной.
Не только замедляет старение: спасение от Паркинсона и Альцгеймера
— Эта терапия нацелена на то, чтобы доставить функционально активные митохондрии из донорских клеток в клетки, где они не функционируют. Митохондрия — это такая органелла, которая отвечает за выработку клеточной энергии. Мутации в митохондриальной ДНК приводят к мышечным расстройствам, таким как дегенерация, мышечная атрофия и миопатия, а также сопровождают развитие нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера. Также с возрастом митохондрии истощаются и теряют свою продуктивность более чем наполовину. Это является причиной старения. А наш проект направлен на то, чтобы создать терапию, которая сможет доставить здоровые митохондрии в больные клетки. И это будет касаться не только старения.
— На сегодняшний день не существует способа эффективной доставки лекарственных препаратов в митохондрии и не разработаны способы заместительной терапии при митохондриальных заболеваниях у взрослых. В России есть несколько лабораторий, которые занимаются молекулярными механизмами старения. Но в моем случае, я не занимаюсь углубленно старением, а именно способом доставки здоровых митохондрий в клетки, где они повреждены или не функционируют.
— Пока сложно говорить, в каком виде будет выпущен этот препарат. Нужно сначала провести доклинические и клинические испытания, зарегистрировать лекарственный препарат и так далее. В рамках студенческого стартапа это всё не сделать, конечно.
Сейчас можно сказать, что каких-то ограничений в возрасте и поле человека не будет. Скорее всего каждому пациенту нужно будет индивидуально делать этот препарат.
«Нужны годы и миллионы»
— Мы оставили заявку на участие в конкурсе и уже потом в онлайн-форме рассказали о проекте, убеждали комиссию. Рассказали о проблемах и способах ее решения. Говорили об аналогах. У одной зарубежной компании есть технология, которая имеет сходства с нашей, но у них есть свои минусы. Во-первых, они используют митохондрии, которые могут потерять свою функцию в процессе трансплантации в клетку. А в нашем случае она будет защищена мембраной. Во-вторых, слишком длинная процедура трансплантации. Мы предложили более быстрый и эффективный способ доставки митохондрий. Но это еще надо неоднократно проверять.
— Срок у нас год. За это время мы должны запатентовать продукт и создать юрлицо. Должны трудоустроить наш коллектив, создать сайт и делать экспериментальные работы. После стартапа мы должны сами привлечь инвесторов. Это будет наш самостоятельный поиск. Нас в команде трое человек.
Конечно, чтобы создать конечный продукт, а не просто патент, нужны годы и миллионы. Есть и другие конкурсы, похожие на студенческие стартапы. Было бы здорово подать на них. Как раз условия похожие.
— Говорить о сроках тестирования препаратов рано. Пока я делаю эксперименты на клетках. В следующем году планирую протестировать на животных. Но пока препарат дойдет до человека, это займет не меньше 6–8 лет. Потому что клинические испытания идут долго и сразу эффект на человеке не увидишь. Еще нужно найти желающих.
«Многие уезжают за рубеж, но и у нас много молодых ученых»
— Да, много людей уезжает за рубеж. Может, из-за того что там больше финансируют науку. Но у нас в стране тоже много различных грантов, стипендий и всяческих конкурсов для студентов, аспирантов и молодых ученых.
— В Татарстане достаточно много молодых ученых, а значит очень много идей. Есть конкурс «50 инновационных идей для Республики Татарстан», где каждый год участвуют много студентов, аспирантов и молодых ученых со своими проектами.
Я бы посоветовала молодым ученым верить в свои возможности и продолжать делать научную работу наилучшим образом.
Конкурс «Студенческий стартап» проводят Минобрнауки России и Фонд содействия инновациям в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». На этот конкурс в общей сложности выделили 1 миллиард рублей. В июле организаторы конкурса подвели итоги первой очереди. Комиссия отобрала 650 победителей из всех регионов страны. Каждая команда получила по одному миллиону. В 2023 году планируется отобрать 1,5 тысячи победителей, а к 2030 году их количество составит 30 тысяч.