Движение «Сорок сороков» написало в следком России и Генпрокуратуру из-за 1000-рублевой новой купюры. Общественники обвинили Центробанк в возбуждении ненависти.
По мнению активистов, формально объекты изобразили, как в реальности, но их всё же возмущает, что «акцент сделан на мусульманские символы при одновременном уничижении символов русской государственности и православной веры». Как выражаются авторы, купол церкви «обезглавлен», то есть изображен без креста. Досталось и Никольской башне Нижегородского кремля, которая изображена на лицевой части купюры. У сторонников «Сорока сороков» возникли претензии к тому, что башню не венчают ни крест, ни двуглавый орел.
— При общем взгляде на новую банкноту явным становится замысел авторов эскиза денежного знака унизить символы православия и русской государственности по отношению к символам ислама, — говорится в их заявлении, опубликованном в телеграм-канале.
Свой гнев авторы обратили против Центробанка. Они просят проверить должностных лиц ЦБ на возбуждение ненависти и вражды и унижение достоинства группы лиц по принадлежности к православному вероисповеданию и гражданам русской национальности.
«Сорок сороков» — общественное движение, позиционирующее себя как объединение для православных верующих с активной гражданской позицией. Основано в 2013 году. Широкую известность движению принесли события в московском парке «Торфянка» и протесты против фильма «Матильда».
Вместе с тем «Сорок сороков» репостит других медийных личностей, кто высказался против такого внешнего вида банкноты. Так, телеведущая Анна Шафран заявила, что это «плевок в нашу историю, плевок в лицо всем православным», и заподозрила, что «заказчики этого вредительства — внутри страны или снаружи».
При этом многие спикеры продолжают называть башню Сююмбике «минаретом». Например, главный редактор ИА Regnum Марина Ахмедова посоветовала ЦБ поискать другие объекты, поскольку люди видят «не музей, а церковь» без креста и «минарет с полумесяцем». Напомним, оба здания на купюре сейчас являются туристическими объектами, а не религиозными. Раньше башню использовали как сторожевую.
Телеведущий Борис Корчевников сначала обвинил власти региона в том, что крест не вернули на купол, а потом ЦБ — за то, что разместил «поруганный храм» на деньги.
— По непонятной мне, но, очевидно, сознательной логике властей региона крест на купол одного из поруганных большевиками храмов в сердце Казани не возвращают уже больше 30 лет, хотя гонения вроде как давно прекратились. Видимо, не везде. Ну ладно. С этим отдельно надо разбираться. Но зачем это ставить на купюру? — написал Корчевников.
Также он задался вопросом, чем мешала Казанская часовня, памятник святому Ярославу Мудрому и храм Иоанна Предтечи в Ярославле на прежних купюрах. Напомним, старые 1000-рублевки никуда не исчезнут, они остаются в обороте.
Накануне регулятор выпустил новые образцы 1000 и 5000 рублей. На обороте одной из них нарисованы Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан, который раньше был Дворцовой церковью, и башня Сююмбике. В Сети начали спорить из-за символов наверху этих зданий. В музее напоминают, что креста на их объекте нет уже много лет. В самой РПЦ мнения тоже разделились.