В начале июля в столице Татарстана наконец-то определились с концепцией новой Соборной мечети. Конкурс длился три месяца. О его проведении объявили в апреле, когда только-только определились с местом строительства. Всего в конкурсе участвовали 18 команд из 6 стран: Египта, Турции, ОАЭ, Казахстана, Узбекистана и, конечно, России. Неожиданно победителей оказалось сразу два: Айвар Саттаров из Казани и Бюро «Гинзбург архитектс» из Москвы. Оба они представили два совершенно разных проекта. Какой из них в конечном счете будет использован для строительства — неизвестно.
Мы поговорили с одним из победителей — Айваром Саттаровым, который, кстати, еще и занимался разработкой Кул Шарифа, и узнали, что означает проект Соборной мечети. И насколько удачно было выбрано место для его расположения.
«На эту мечеть и должна спуститься божья благодать»
На конкурсе проект Айвара Саттарова шел под восьмым номером. Архитектор рассказал нам, что создавал его в течение трех месяцев — сразу с момента объявления конкурса. За основную идею Айвар взял ковчег Ноя.
— Ковчег — это не только средство передвижения, но еще и средство передвижения во времени. И то место, куда причалит ковчег, туда будет послана божья благодать. Это и есть основная концептуальная идея, на эту мечеть и должна, по идее, спуститься божья благодать, — поделился с нами архитектор.
Эскиз нового религиозного сооружения выполнен в современной архитектурной стилистике. Как объясняет наш собеседник, архитектура мечети — это устремление в будущее.
— В день объявления итогов мы ждали результатов 2,5 часа, и никто не знал, какими они будут. От победы были только радостные ощущения. Такие чувства последний раз я испытывал 26 лет назад, когда победил в конкурсе на разработку концепции мечети Кул Шариф. И это чувство радости повторилось с новой силой, правда, я уже не такой молодой, как раньше, тогда мне было 40 лет, а сейчас мне 66. Только тогда моя победа воспринималась как подарок судьбы. Победа в конкурсе на концепцию Кул Шарифа коренным образом поменяла мою жизнь. Победа в конкурсе на разработку концепции Соборной мечети для меня как подарок Всевышнего, — поделился Саттаров.
«Это песни из разных миров и опер»
Но победителя всё же два. Остается нерешенным и вопрос: какой проект из двух всё же выберут для реализации власти Татарстана. Саттаров признался: он и сам не знает, что будет с его идеей дальше. Однако отметил, что объединить два проекта между собой просто невозможно.
— Это все-таки, наверное, обывательское представление, хоть это слово и имеет негативное значение. С профессиональной точки зрения могу сказать, что эти два проекта соединить невозможно. Это песни из разных миров и опер, и они никак в одну песню не сольются, — заключил Айвар Саттаров.
Также архитектор поделился с нами мнением о сроках строительства нового объекта. Ведь очевидно, что к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарии построить ее вряд ли успеют. Саттаров подчеркнул: судьба мечети не только в руках божьих, но все-таки еще и в деньгах.
— По своему опыту могу сказать, что всё будет зависеть от того, насколько устойчив будет график финансирования. Если объект будет вовремя финансироваться, то построить его можно будет быстро. Всё в наше время зависит от наличия денег. Мечеть Кул Шариф строилась 9 лет, еще и 2 года проект был заморожен из-за отсутствия денег, но как только они появились — ее достроили, — объясняет Саттаров.
«Соборная мечеть и Кул Шариф не будут конкурировать»
Сравнил Саттаров Соборную мечеть и с первым своим творением — Кул Шарифом. По его словам, при создании Кул Шарифа всё приходилось делать вручную, чертить планы, строить фасады. А при создании Соборной мечети он уже использовал современные технологии, которые ему пришлось изучать в срочном порядке.
Он подчеркнул, что Соборная мечеть выполнена в современной стилистике и отличается от традиционного представления о мечетях. Она несет в себе новый посыл и эстетический нарратив в области исламских сооружений.
— Конкурировать они между собой не будут, это принципиально разные объекты. Каждая из них соответствует своему месту. Кул Шариф — это мемориальная мечеть, даже проект ее воссоздания назывался «Возрождение». Она отдает дань памяти предкам татар. А новая мечеть имеет совсем иное назначение, она будет общереспубликанская, которая будет способна вместить всех мусульман в праздники, — говорит наш собеседник.
«Давайте смотреть правде в глаза, были люди, которым неприятно находиться возле мечети»
Обсудили мы с Саттаровым и выбранное место для строительства нового религиозного объекта. Напомним, что Соборная мечеть будет стоять на месте парка «Кырлай». Это вызвало немало негодования среди местных жителей. Казанцы высказывали опасения, что сам процесс строительства такого большого объекта вызовет колоссальное количество проблем: начиная от затопления метро и заканчивая разрушением жилых домов.
Наш собеседник говорит, что помнит все эти возмущения, но не только среди простых жителей города, но и среди своих коллег. Именитые архитекторы Татарстана ранее написали открытое письмо с просьбой перенести строительство Соборной мечети в другое место. При этом, заметим, они не высказывались против самой мечети, а лишь говорили о том, что нужно выбрать другую площадку для ее строительства.
— Когда я занимался проектом мечети, на этом месте мы делали видовые кадры с разных точек, как она будет восприниматься в панораме Казани с набережной и Чаши. И эти панорамы убедили нас, что Соборная мечеть будет органично смотреться на месте парка «Кырлай». Она села на свое место. Причин возмущения было много и разных, кому-то было жалко терять парк, кому-то просто неприятно быть рядом с мечетью, такие голоса тоже были, давайте смотреть правде в глаза. Но обобщать эти негодования я бы не стал, — высказался Айвар Гумарович.
Саттаров убежден: во всем мире храмы и мечети всегда строились на престижных местах. Это же касается и Соборной мечети, она должна украшать и место, и город в целом.
Более подробно о других участниках конкурса вы можете прочитать в нашем материале, как и полную хронологию событий вокруг Соборной мечети.