Якутская авиакомпания хочет купить казанские пассажирские самолеты. По крайней мере, разговоры такие идут. Но подробностей практически никаких.
Как пишет пресс-служба главы Татарстана, на Петербургском международном экономическом форуме руководство авиакомпании «Якутия» и ПАО «Туполев» подписали соглашение. Формулировка следующая: «О намерениях на поставку Ту-214».
АО «Авиакомпания «Якутия» за 2022 год получило выручку 10 миллиардов рублей. Чистая прибыль при этом составила 188 миллионов рублей. Такие данные приводит сервис «Контур.Фокус».
Как заявляют власти Татарстана, «Якутия» хочет до 2030 года получить аж 12 казанских «тушек».
— Детали и условия контракта будут обсуждаться сторонами дополнительно, — скромно говорится на сайте Минниханова.
ПАО «Туполев» за 2022 год заработало в 3 раза больше коллег из Якутии — 31,5 миллиарда. Только вот ушла компания в большой минус. Чистый убыток за прошлый год — 1,3 миллиарда рублей.
В правительстве Якутии же объяснили, почему хотят закупать казанские самолеты. По словам местных властей, ключевое преимущество Ту-214 — полная оснащенность российскими комплектующими. Планирует авиакомпания на «тушках» возить пассажиров без пересадок из Якутии в другие регионы страны. Да и скрывать тут не стали: содержать и ремонтировать казанские самолеты будет куда дешевле.
Добавим, что разговоры вокруг казанских самолетов не самые однозначные. Причины на то есть. Во-первых, в последние годы «тушки» на потоке не собирали. Казанские спецы собирали машины для ФСБ, Минобороны и других структур. Эксперты считают, что мощностей завода просто-напросто не хватит, чтобы собирать хотя бы 3 самолета в год.
Во-вторых, желание купить Ту-214 высказали в «Аэрофлоте» и «ЮВТ Аэро». Первой авиакомпании нужно 11 машин, второй — 4. Но при этом в «Аэрофлоте» требуют от казанского завода внести в конфигурацию «тушки» почти сотню изменений. В «ЮВТ Аэро» же говорят, что их всё устраивает и они купят то, что есть.
В-третьих, глава «Ростеха» (именно к госкорпорации и относится казанский завод) Сергей Чемезов еще осенью 2022-го четко дал понять: Ту-214 через пару лет никому не нужен будет. По его словам, они востребованы сейчас. Но как только МС-21 наберет обороты, казанские «тушки» останутся за бортом.
Авиаэксперт же не верит в перспективы ни казанского завода, ни самих «тушек». И основная причина: Ту-214 устарели. По словам эксперта, никто в мире не летает уже с тремя членами экипажа (включая бортинженера) в кабине пилота. Там должно быть 2 места. К слову, «Аэрофлот» требовал изменить в том числе и это: изменить кабину самолета, чтобы она была предназначена для двух членов экипажа, а не троих, как сейчас.