Сегодняшний гость рубрики «Пульс недели» – психолог, член общественной наблюдательной комиссии РТ Владимир Рубашный. Делая обзор новостей прошедшей недели на сайте 116.ru, он отметил, что в казанской колонии №2 к дисциплинарной ответственности были привлечены сотрудники этого исправительного учреждения, и сообщил, что основная часть мобильных телефонов попадает в колонии через их сотрудников. Новость о том, что воспитанник одного из детских домов Казани был «в воспитательных целях» оставлен голым в кабинете, просто потрясла нашего гостя. Он уверен, что такими методами воспитать человека нельзя, а нанести ему глубокую душевную травму можно.
– Владимир Анатольевич, 3 декабря мы сообщили о том, что после массовой голодовки осужденных сотрудники казанской колонии №2 подверглись дисциплинарному взысканию. В конце сентября после массовой голодовки осужденных ИК-2 их родственники обратились к уполномоченному по правам человека в России Владимиру Лукину. Люди жаловались на многочисленные нарушения прав осужденных. Ситуацию в исправительном учреждении отслеживали члены общественной наблюдательной комиссии по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания Татарстана, сотрудничающие с Казанским правозащитным центром. По результатам проверки прокурор республики внес представление в адрес начальника УФСИН РФ по Татарстану об устранении нарушений и наказании должностных лиц. Четверо сотрудников исправительной колонии №2, в том числе заместитель начальника, привлечены к дисциплинарной ответственности. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Я рад, что они подверглись если не уголовному, то хотя бы дисциплинарному наказанию. Потому что, как правило, сотрудники в таких случаях остаются безнаказанными. Естественно, что доказать факт избиения никто не может, самим осужденным не верят, сотрудники ведь это делают, как правило, втихаря, один на один. Но здесь было массовое избиение, были пострадавшие, поэтому все вышло за пределы республики. Люди ездили и к Владимиру Лукину, и в Федеральную службу исполнения наказаний, и к генеральному прокурору. После всего этого, естественно, какая-то реакция должна была быть. Ну вот хоть что-то, хотя бы дисциплинарное наказание… Хотя мне кажется, таких сотрудников должны привлекать к уголовной ответственности, а не к дисциплинарной. Но Следственному комитету РФ, видимо, видней.
– Но вот вторая новость явно говорит о том, что сотрудники УФСИН очень ответственно относятся к исполнению своих обязанностей. 5 декабря мы написали о том, что сотрудники Казанской исправительной колонии №2 предотвратили очередную попытку доставки сотовых телефонов и других запрещенных предметов и веществ в исправительное учреждение. Средства связи и спиртосодержащее вещество попытались доставить в ИК-2 УФСИН России по РТ, перебросив через основное ограждение.
– Заметьте, что речь идет все о той же колонии, ИК-2. Я бы хотел отметить, что такого рода новости – по поводу переброса – в прессе появляются регулярно, в том числе и на сайте местного УФСИН. Там часто пишут, как предотвращаются такие попытки, подобным инцидентам всегда дается принципиальная оценка. Но сколько можно перебросить телефонов через забор? Мизер. А о том, что большая часть мобильных телефонов появляется с помощью самих сотрудников службы исполнения наказаний, никогда не рассказывается. Никогда не говорится о том, сколько телефонов было пронесено ими, какие расценки на такие «услуги» существуют в местах лишения свободы. Я думаю, эта информация также была бы интересной.
– И наконец третья новость. 7 декабря мы сообщили о директоре одного из детских домов Казани, которую потребовала наказать прокуратура. За какую-то провинность она раздела ребенка в каком-то кабинете и оставила его там до прихода завуча голышом… Следственный комитет не нашел состава преступления в действиях руководителя детского дома в Казани и заявил о направлении материалов проверки в МВД. Казанские правозащитники говорят о правовой коллизии: если полицейские также откажут в возбуждении уголовного дела, то обжаловать это решение будет некому, поскольку законным представителем детей является... директор детдома. В Казанский правозащитный центр обратились сотрудница и двое воспитанников детского дома Кировского района, которые сообщили об издевательствах в образовательном учреждении. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Следственный комитет не усмотрел никаких признаков преступления, попадающих под их юрисдикцию, и отправил материалы для проверки в МВД по РТ. Но меня эта история просто покоробила. Понятно, что в тюрьмах сотрудники беспредельничают. Занимаются поборами, как, в частности, показала наша недавняя поездка в Копейск… Но все начинается с детства, и я как психолог это очень хорошо понимаю. В детдоме ребенок и так лишен нормального общения с родителями, его психика травмирована, а тут еще и такое издевательство. Я думаю, такое унижение впоследствии обязательно вызовет какую-то ответную реакцию. В его психике обязательно останется какая-то травма, и ничего хорошего не будет, когда он вырастет и будет с этим жить. То, что случилось, просто безобразная ситуация.
Фото: Фото из архива 116.ru