Сегодняшний гость рубрики «Пульс недели» – настоятель Апанаевской мечети Казани Валиулла хазрат Якупов. Обсуждая события прошедшей недели, он отметил, что Конституционный суд Татарстана принял взвешенное решение, отказав в иске казанцу, просившему запретить читать призыв к молитве с минаретов мечетей, который мешал ему спать. Собеседник 116.ru также поддержал инициативу союза татарской молодежи «Азатлык» о переименовании казанских улиц, однако отметил, что делать это можно только после тщательного обсуждения на общественных слушаниях. Комментируя новость о прошедшем в нашем городе бизнес-форуме «Будущее города: новый формат мегаполиса Казань 2012», Валиулла хазрат подчеркнул, что для того чтобы сохранить оставшиеся памятники архитектуры, необходимы чрезвычайные усилия.
– Валиулла хазрат, в начале прошлой недели мы сообщили о том, что Конституционный суд Татарстана не поддержал иск казанца Дмитрия Фролова, требовавшего отменить республиканский закон о тишине в ночное время, который, по его мнению, нарушает права человека. Поводом для обращения в суд стали утренние призывы на молитву, которые мешают казанцу спать. Конституционный суд Татарстана выслушал доводы Дмитрия Фролова, однако позицию его не поддержал, сославшись на то, что деятельность духовных организаций в России регулируется федеральным законом о свободе совести и вероисповедания, а он не запрещает муэдзинам российских мечетей созывать людей на молитву хоть ранним утром, хоть поздним вечером. В противном случае любой, в том числе «тихий закон», если включить в него соответствующую норму, действительно будет противоречить Конституции, запрещающей издавать законы, которые могут ограничить или отменить права человека и гражданина. Как бы вы прокомментировали эту новость?
– На мой взгляд, Конституционный суд РТ принял очень взвешенное решение. Если бы решение суда было бы другим, то оно стало бы дискриминационным по отношению к достаточно большому сегменту населения Казани и Татарстана, которое заинтересовано в том, чтобы слышать азан. На мой взгляд, такого рода судебные иски носят провокационный характер и направлены на разрушение той атмосферы взаимоуважения, которая сложилась у нас между конфессиями. Если бы суд удовлетворил эту просьбу, то я уверен, что были бы иски по колокольному звону, по салютам на 9 Мая. Если мы живем в едином обществе, то должны относиться с уважением к некоторым проявления конфессиональной культуры. Они могут кому-то не нравиться, но искусство совместного проживания в общем доме в том и заключается, что на некоторые вещи приходится закрывать глаза. А разрушить всегда легче, чем создать, но в течение столетий мы создали такой паритет. И республиканский закон о тишине принимался после тщательного обсуждения. Мы были рады, что наш депутатский корпус отнесся с уважением к таким моментам, которые затрагивают чувства людей, их святыни. Так что я считаю, что это решение очень адекватно и поддержало эту традицию межконфессионального мира и взаимного уважения. От этого решения выиграло все общество.
– А как вы прокомментируете инициативу союза татарской молодежи «Азатлык» о переименовании казанских улиц? Они считают, что прежняя городская топонимика оскорбляет национальное самосознание татар. Поэтому их предлагается заменить новыми, идеологически выдержанными названиями, посвященными какому-нибудь героическому персонажу татарской истории. Таким образом, улица Карла Маркса в фантазиях татарских националистов становится улицей Улуг-Мухаммеда, Декабристов превращается в Сююмбике, центральная улица Баумана меняет вывеску на Батырша. Вы считаете эту идею достаточно актуальной?
– Проблема перекоса в городской топонимике Казани действительно существует. Татарских названий улиц очень мало, их около трети. Хотя русскоязычного и татарского населения в Казани примерно поровну. И эта проблема постепенно решается – существует комиссия при мэрии, которая принимает, рассматривает предложения общественности о переименовании улиц. В последние годы были приняты наши предложения – появилась улица Галимжана Баруди по имени первого всероссийского муфтия. Но нельзя же все сделать сразу, по-большевистски. Должна быть определенная договоренность, должны быть приняты законные решения. Такие решения можно принимать только после общественных слушаний. А предложения от общественности могут быть самыми разными. Тем не менее имена видных деятелей российской, татарской истории необходимо вернуть в память народа. Постепенно мы все равно к этому придем.
– А как вы прокомментируете новость о бизнес-форуме «Будущее города: новый формат мегаполиса Казань 2012», на котором шла речь о перспективах исторического наследия нашего города? В числе прочих тем выступающие отметили проблему, когда собственникам полуразрушенных зданий часто назначают заведомо невыполнимые сроки для их полного восстановления. Если владелец объекта не успевает с ремонтом, городские власти получают право отобрать здание без компенсации затраченных средств. В итоге проигрывают все. Что вы думаете по этому поводу?
– Казань – очень древний и очень индивидуальный город, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы это очарование древности сохранить. В 90-е годы, в начале 2000-х огромный массив архитектурной истории был варварски разрушен. Поэтому очень хочется сохранить то, что осталось, и здесь необходимы чрезвычайные усилия. Когда на чаше весов с одной стороны стоит общегородское наследие культуры, а с другой – интересы какого-то предпринимателя, из-за бездействия которого памятник находится под угрозой, я в этом случае сторонник национализации. Может быть, предпринимателю нужно компенсировать его финансовые потери, но памятники архитектуры нужно спасать. Хотя бы то, что осталось.