Сегодняшний гость рубрики «Пульс недели» – председатель Общества русской культуры города Казани, заместитель председателя Общества русской культуры Республики Татарстан Михаил Щеглов. Отвечая на вопросы главного редактора сайта 116.ru, Михаил Щеглов вновь высказал свое возмущение разрушением фресок в бывшем Спасо-Преображенском храме Казани и выразил надежду, что это здание вновь будет передано верующим. Михаил Юрьевич также отметил важность нравственных ценностей и приветствовал подключение Wi-Fi в казанских мечетях.
– Михаил Юрьевич, на прошлой неделе ваше имя вновь цитировалось на сайте 116.ru, когда мы рассказывали о вопиющем случае вандализма в здании бывшего Спасо-Преображенского храма Казани, где нанятыми рабочими была разрушена уникальная стенная роспись. Вы действительно считаете этот случай самой важной новостью прошедшей недели?
– Ну по крайней мере самой знаменательной. Это здание, построенное во второй половине 19 века, было когда-то церковью. Потом это здание было продано, и новый собственник решил устроить в нем кафе. Стены он решил оштукатурить заново, несмотря на то, что на них были росписи, являвшиеся по сути иконами. Рабочие уже начали это делать, когда об этом стало известно общественности. Это открытие было сделано случайным прохожим, можно сказать, самым чудесным образом. Узнали об этом и мы в Обществе русской культуры, узнали в Обществе охраны памятников, информация дошла до помощника президента РТ Олеси Балтусовой. Мне понравилось, что нашлись люди, которые заставили представителя собственника обсуждать эту проблему, добились участия полиции и прокуратуры, официальных структур. И хотя представители собственника сопротивлялись, но этот вандализм, по-другому его и не назовешь, был остановлен.
В связи с этим событием меня волнуют две вещи. Первая, прагматическая – а что дальше? От того, что этот ремонт остановили, здание автоматически не стало храмом Казанской епархии или каких-то других конфессий. Что будет дальше делать собственник? Мы не знаем. Как не знаем, каким образом это здание, будучи памятником истории и архитектуры, а кроме того, являясь культовым сооружением, было продано без обременения? Ведь, более того, оно еще и содержало эти намоленные образы. Непонятно, каким образом город продал этот объект без обременения. Конечно, прежде всего хотелось бы, чтобы этот храм, каким он был изначально создан, таковым и остался.
И во-вторых, мне непонятно, как в центре цивилизованного европейского города могут происходить такие события. Ведь, по сути дела, был разрушен объект, представляющий религиозную ценность. Что будет дальше, трудно представить. Может быть, Арское кладбище сравнять бульдозерами и поставить там торгово-развлекательный комплекс? Это событие должно обратить внимание на то, что дело не во властях, а в нас самих – в людях, жителях. Где наш стержень? Где наше чувство родной культуры, которым всегда славилась Россия? Что от этого сейчас осталось? Ведь мы же сейчас практически ничему не удивляемся. А я считаю, над этим нужно задуматься.
– Второй новостью, которая привлекла ваше внимание на нашем сайте, вы назвали сообщение о самоубийстве мальчика, мать которого незадолго до этого также покончила с собой. Почему вы отметили именно ее?
– Я считаю, что эти два события – уничтожение фресок и самоубийство матери и ее сына – также связаны друг с другом. И только внешне кажется, что второе событие – это личная трагедия отдельной семьи. Я считаю, что у человека всегда есть выход, недаром ведь самоубийство во всех религиях считалось смертным грехом. С божьей помощью, с помощью добрых людей люди выживали даже в самых тяжелых обстоятельствах. И я считаю, что этот случай – еще один повод каждому человеку задуматься о его личном взгляде на нашу окружающую жизнь. Ведь нравственные, вечные ценности никто не отменял. Ценности любви к родителям, любви к родной культуре, в том числе к родной вере, к своей стране, которую нужно сделать лучше. От этого зависит и ценность собственной жизни.
– Третьей новостью, которую вы хотели прокомментировать, стала новость о подключении вай-фай доступа в Интернет в некоторых казанских мечетях. Почему это так вас взволновало?
– Потому что цивилизация у нас проникает в самые разные стороны нашей жизни, и в данном случае это радует. Потому что нельзя пренебрегать современным технологическим и техническим прогрессом. Но при этом нельзя забывать, кто мы и откуда и что является нашими настоящими ценностями. И что в конце концов с каждого человека когда-то спросится, как он прожил свою жизнь. Сейчас мы светское государство, и человек сам выбирает – быть ему верующим или быть ему атеистом, что, кстати, тоже является предметом веры. И здесь я соглашусь со многими, кто говорит, что лучше любая вера, чем полное неверие. И даже лучше сознательный атеизм, чем полное безразличие к каким бы то ни было религиозным ценностям. И я с таким же негодованием бы отнесся к разрушению не только икон в православном храме, с чего мы начали наш разговор, как и к чему-то подобному в мечети или синагоге, к поруганию святынь этих религий. В этом смысле любой нравственный человек должен понимать, что мы должны сохранять наше наследие. Нужно искать бога в себе, потому что мы несем ответственность не только за свои поступки, но и за свои помыслы.
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА