
Не представляете, но спокойного сна Кузьмина лишилась из-за щебня
История, которая тянется уже два года и никак не может прийти к своему логическому завершению. Целый снежный ком нервов и сил, потраченных на то, чтобы доказать свою невиновность. Бесконечные следственные и судебные разбирательства, допросы, показания, а вместе с этим — работа, дом, семья и два ребенка.
Вот так витиевато и непонятно (как, впрочем, и всё уголовное дело) хочется рассказать, а точнее, напомнить о том, как обычную жительницу Казани и главного эксперта управления госэкспертизы и ценообразования Татарстана по строительству и архитектуре обвинили в том, что якобы по ее вине «размыло» одну из трасс на наскоро построенной лыжной базе в поселке Мирный.
Редакция 116.RU вспоминает, как рядовая сотрудница госучреждения стала фигурантом дела, как целый миллиард пропал во время строительства лыжно-биатлонного комплекса, а виновных в этом так и не нашли, и как прошли очередные судебные разбирательства.
Размытая трасса и потерянный миллиард

Слева направо: гособвинитель, Лилиана Кузьмина и представитель потерпевшей стороны
У трибуны в зале Приволжского суда — 56-летняя Лилиана Кузьмина. Ей вменяют статью 293 УК РФ (халатность). Это уже 31-е по счету заседание, на котором сотруднице госэкспертизы снова приходится доказывать свою непричастность к преступлению, в котором ее обвиняют. Не скованная наручниками, под подпиской о невыезде, она всё равно чувствует себя дискомфортно: выдают руки, теребящие одежду, и местами дрожащий голос.
Статья 293 УК РФ — «Халатность». Это неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе. Карается либо штрафом в размере до 120 тысяч рублей, либо штрафом в размере зарплаты или иного дохода, либо обязательными работами сроком до 360 часов, либо исправительными работами до одного года, в крайнем случае — арестом на срок до трех месяцев.
Официальная версия следствия: Кузьмина провела экспертизу проектной документации лыжно-биатлонного комплекса в поселке Мирный и утвердила ее без «фактической проверки». Из-за чего, по мнению обвинения, летом 2022 года на территории только построенной базы разрушилась лыжероллерная трасса. На этом лучше остановиться и объяснить, как такое вообще могло произойти.
Стряхиваем с архивов новостей пыль и следим за хронологией событий. Летом 2019 года казанские власти сообщают о том, что в городе появится крупный лыжно-биатлонный комплекс, в который планировали инвестировать 300 миллионов рублей. Через год выясняется, что столица республики примет зимние игры Специальной Олимпиады. Сроки строительства увеличили и накинули сверху еще средств так, что стоимость возведения базы составила 1,25 миллиарда рублей.
Организация Всемирной Специальной Олимпиады сорвалась: свои корректировки внесли сначала ковид, а затем введенные санкции против России. Тем не менее от строительства комплекса не отказались. Генподрядчиком объекта выступила строительная компания «Эталон», подрядчиком — ГУП «Татлизинг», проектно-сметные документы подготовило НАО «Мустаф», и всё это по заказу Главного инвестиционно-строительного управления Татарстана (ГИСУ).
Что известно об этих компаниях?
ООО «Строительная компания Эталон» учредили в мае 2019 года. Основной вид деятельности, как можно догадаться, — строительство жилых и нежилых зданий. Компания за шесть лет своего существования 7 раз успела выиграть в крупных госконтрактах на общую сумму 1,6 миллиарда рублей. В том числе «Эталон» победил и в тендере на строительство лыжной базы в Мирном. Заплатили подрядчику 291 миллион рублей.
Сейчас организацией владеет некая Лариса Пилишкина. Правда, ее доля — всего 4,8%, оставшиеся 95,2% находятся в уставном капитале. По данным сервиса «Контур.Фокус», в том году с финансами в компании всё было сложно: выручка составила 116 миллионов рублей, а убыток — 43,2 миллиона.
До июля 2024 года фирма полностью принадлежала Андрею Закамскому. Это, к слову, один из владельцев (еще одна владелица — его жена Людмила) скандально-известного экоотеля «The Камский» в Камско-Устьинском районе. А чем же он скандален?
В 2023 году четыре домика, входящие в состав отеля, «сползли» на муниципальную территорию. Они повредили инженерные коммуникации, озеленение, пешеходные зоны и подпорную стенку. Суд обязал владельцев снести эти домики, однако бизнесмены сами добились возбуждения уголовного дела по уже известной нам статье «Халатность» в отношении неустановленных лиц.
Надо сказать, что именно при Закамском строили лыжную базу. Выступая в качестве генподрядчика, его компания также фигурировала в деле, но привлекали владельца «Эталона» только в качестве свидетеля. При этом участвовал в судебных разбирательствах он, по словам обвиняемой, неохотно. Трижды его звали в зал суда, однако добиться участия Закамского получилось только с помощью приставов.
ГУП «Татлизинг» основали в марте 2006 года. Предприятие занимается лизингом и сублизингом, полностью принадлежит Минстрою республики. В прошлом году компания выручила 14,6 миллиарда рублей, чистая прибыль составила 116,8 миллиона рублей.
НАО «Мостаф» образовали в июне 2002 года. Основной вид деятельности — аренда и управление недвижимостью. Принадлежит непубличное акционерное общество почетному строителю Татарстана Наилю Мустафину. Эта компания, отметим, занималась также проектом лыжной базы «Локомотив». В том году выручка «Мостафа» составила 27,3 миллиона рублей, на руки получили всего 364 тысячи.
ГКУ «Главинвестстрой РТ» учредили еще в далеком 1996 году. Владелец учреждения — Минстрой республики. Финансовые данные за прошлый год не указаны.
С самого начала строительства комплекса чувствовался некий подвох. Первое, что могло смутить, — сорванные сроки возведения базы и желание доделать объект как можно раньше. Второе — изначально рабочие говорили, что после любого сильного дождя комплекс может просто-напросто выйти из строя, однако этим пророческим словам тогда не придали значения.

Одно из последствий сильного дождя на лыжной базе
Третье — в октябре 2021-го года президент федерации биатлона Татарстана Ильдар Нугманов сообщал, что при строительстве базы выявили целый ряд нарушений. Это касалось асфальтового покрытия и системы искусственного снегообразования. А еще спустя почти год из-за сильного дождя потоки воды размыли грунт на лыжной базе, некоторые участки обрушились, а фонари снесло.
На этом всё не закончилось. Местные власти создали специальную межведомственную комиссию, которая должна была заняться случившимся инцидентом. Чуть позже МВД возбудило уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4, ст. 159 УК РФ) в отношении «неустановленных лиц». В комплексе провели обыск, чтобы разобраться с тем, как строили базу и куда делся почти миллиард рублей, выделенный из бюджета.
Тем временем переживший ремонтные работы комплекс подлатали и торжественно открыли весной 2023 года. Здесь важно сделать главную в этом деле ремарку — 8 октября 2021 года был подписан акт приемки законченного объекта, а разрешение на строительство при этом выдали только 1 октября. Заключение госэкспертизы этот объект получил 17 сентября, то есть за три недели до завершения работ. Получается, что строили базу вообще без разрешения и заключения экспертизы.
Несмотря на это, базу возвели, открыли, отремонтировали и снова открыли. В мае всё того же 2023-го татарстанский следком с подачи прокуратуры возбудил дело против Лилианы Кузьминой. По версии следователей, она дала заключение и подтвердила правильность документов по неверно спроектированному водоотведению в лыжероллерной трассе. А на виновника потерянного где-то миллиарда при этом силовики так и не вышли.
Обвинение — в неправильно выбранной фракции щебня

Защищает интересы Кузьминой известный адвокат Лаврентий Сичинава
Возвращаемся обратно в зал суда. На 31-м заседании Кузьмину допросил ее адвокат Лаврентий Сичинава и гособвинитель. Вину сотрудница госэкспертизы не признала, привела целый ряд аргументов касательно того, почему она не причастна к вменяемому ей преступлению. Один из них — это то, что Кузьмина, как и другие эксперты, не являются должностными лицами.
Сотрудники управления получают аттестацию как физлица. Должностным лицом можно было бы считать бывшего начальника учреждения, а ныне замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана Мазита Салихова.
Кроме того, Кузьмина оперировала тем, что лыжная трасса не считается ни линейным объектом, ни объектом капитального строительства. Для дороги должна быть полоса отвода, объяснила главный эксперт, а на трассе в Мирном ее не было, соответственно, она считается элементом благоустройства. За эти элементы, сказала Лилиана Валерьевна, должен был следить исполком. Еще один аргумент — Кузьмина не должна была отвечать за размытую трассу, так как эта часть относится к разделу водоснабжения и канализации.
— Довод в том, что не та фракция щебня была выбрана. Но это раздел водоснабжения и канализации. Это по их части, и щебенка, и лотки. Я архитектор. В этой экспертизе было 13 человек, там же и подпорные стенки рухнули, это конструктив, и грунты плохие, геолог был. А выбрали меня как-то. <…> Но их тоже не могут привлечь, потому что этот объект построили как будто бы за неделю. Строили его без заключения экспертизы, — пояснила в беседе с корреспондентом 116.RU Кузьмина.
Гособвинитель уточнил у сотрудницы госэкспертизы, какое у нее образование, что за аттестацию она проходит каждые пять лет, как называется должность обвиняемой, какой номер раздела, по которому работает Кузьмина, как именно происходит процесс экспертизы, какие требования были учтены в схеме планировочной организации строительного объекта и задал еще по меньшей мере с десяток подобных технических вопросов. Кроме того, прокурор попросил суд озвучить протокол допроса обвиняемой в ходе следственных мероприятий из-за противоречий.
— Для данного дела имеет значение не то, какие она технические нормы или правила применяла, а то, являлась ли она вообще субъектом этого преступления, по которому ее привлекают. Есть такое выражение — «искать черную кошку в темной комнате», вот примерно то же самое у прокурора. Прокуратура прекрасно знает о том, что здесь нет состава преступления, сейчас просто пытаются найти что-то, как утопающий цепляется за соломинку, — возражал Лаврентий Сичинава.
Тем не менее Кузьмина перечислила целый ряд правовых норм и законов, на которые она опиралась при проведении экспертизы лыжной базы. Несмотря на это, суд назначил новое заседание, на котором гособвинитель озвучит показания сотрудницы госучреждения.
«Маленький человек может бороться»

Сотрудница госэкспертизы готова и дальше отстаивать себя
Кузьмина, несмотря на то, что судебные разбирательства продолжаются уже второй год, не отчаивается. Она признается, что готова идти до конца, чтобы добиться справедливости. Эту же позицию поддерживает и ее адвокат. Сичинава указывает, что обвинение должно быть снято с его доверительницы, а дело следовало бы уже давным-давно закрыть.
— Даже если бы она сослалась не на ту нормативную базу, не на те технические документы, сочинила бы стихотворение или написала бы какую-то лабуду, всё это вычеркнуть можно. Одна улика перевесит десять тысяч улик, вот это всё убираем, это лирика. Это всё имело бы значение, если бы она была бы субъектом, но и в этом случае на момент сдачи заключения объект уже был построен. Какое имеет значение, что она там написала? — сокрушается правозащитник.
— Это не из принципа, у меня за это время удалили четыре органа, у меня муж инвалид-афганец, в горячих точках воевал, он инвалид второй группы. Я три года с ним по больницам, инсульт за инсультом. Они кого выбрали-то? Меня только интересует вопрос, почему я? Пусть знают, что маленький человек, через которого миллиарды не проходят, может бороться и отстаивать свое мнение, — говорит Кузьмина.
Как долго еще будут продолжаться судебные разбирательства — никто из наших собеседников точно не знает. Сейчас в деле появилась потерпевшая сторона, это исполком города. А мы, в свою очередь, продолжим следить за развитием событий.
О непростой истории Лилианы Кузьминой редакция 116.RU поведала еще в октябре 2023 года. Жительница Казани рассказывала нам, как именно в их учреждение пришла проектная документация лыжной базы, как следователь давил на нее и пытался добиться того, чтобы сотрудница госэкспертизы взяла вину на себя, и как представители одного крупного татарстанского издания обратили внимание не на материалы дела, а на то, в каком виде подсудимая пришла на заседание.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!