Шокирующая история из Самосырово уже на протяжении нескольких дней гремит в социальных сетях и СМИ. Там 48-летнюю маму по дороге домой загрызла свора собак. Владелец промбазы, рядом с которой это произошло, увидел в трагедии «криминальный характер» и обвинил следствие в давлении, а свидетели запутались, приезжала ли служба по отлову. Рассказываем, какие подробности стали известны с заседания в Советском суде, где избирали меру пресечения.
Утром пропала, вечером нашли мертвой
Субботним утром 9 ноября 48-летняя жительница села Богородского Жанна Хусаинова вышла на работу, но так и не дошла до нее. Женщина перестала выходить на связь, уже в обед ее фото с приметами разместили на странице волонтерского движения «ЛизаАлерт». Ближе к вечеру Хусаинову нашли мертвой в поселке Самосырово.
Рядом с телом следователи также нашли сумку бирюзового цвета и платок серо-коричневого цвета. Согласно рапорту следкома на территории поселка «неустановленными лицами» содержались бездомные собаки, которые и напали на женщину. На теле, голове и ногах Хусаиновой обнаружили множество укусов и травм. В итоге жительница села скончалась на месте. Позже медики подтвердили, что женщина умерла от шока, множества ран.
Следователи считают, что службы по отлову не выполнили должным образом свою работу, что в итоге и привело к нападению на женщину. «Неустановленным лицам» вменяются три статьи, в том числе за причинение смерти по неосторожности, за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, и за халатность (ч. 2, ст. 109; ч. 2, ст. 238; ч. 2, ст. 293).
У погибшей осталась несовершеннолетняя дочь.
Агрессивные собаки и неприезжающие отловщики: версия свидетелей
В случившемся жители Самосырово и близлежащих поселков сразу же нашли виновного — хозяина производственной базы «Буревестник» 76-летнего Иосифа Лифшица. Он содержал у себя, по версии следствия, не меньше 19 собак. Подруги погибшей пришли к владельцу компании с обвинениями, однако тот отрицал причастность своих питомцев к смерти Хусаиновой.
Некоторые свидетели утверждали, что собаки Лифшица вели себя агрессивно. К примеру, водитель-отловщик ООО «Зооцентр» рассказывал, что он приезжал в Константиновку на вызовы. Неподалеку от этого населенного пункта свидетель наткнулся на промбазу, по которой свободно разгуливали 15–20 собак. По словам отловщика, они вели себя недружелюбно. Хозяин промбазы, как утверждает сотрудник, прогонял его с территории и объяснял, что собаки не бездомные, а принадлежат ему.
Другой свидетель, охранник «Буревестника», рассказал суду, что компания Лифшица занимается сдачей и арендой земельных участков. По его словам, собак на территории базы было больше 20, их кормил сын предпринимателя. Самих псов, как сказал охранник, учредитель ОООшки подбирал на улице. Несмотря на то, что у питомцев был довольно просторный вольер, они бегали по территории.
Когда мимо базы кто-то проходил, собаки начинали вести себя агрессивно. При этом ворота часто были открыты. Четырехлапые периодически сбегали с территории базы, могли гоняться за разными животными. По крайней мере, так утверждал свидетель. Тем не менее охранник пояснил: в поселке есть и другие бродячие собаки, которые иногда пробегают мимо промбазы. По словам свидетеля, ранее никто из жителей поселка не жаловался на псов, а службы по отлову и вовсе никогда не приезжали.
Еще один свидетель, индивидуальный предприниматель Ильдар Гайнутдинов, который арендует участок у «Буревестника», рассказал, что ворота на территории базы были постоянно открыты. Гайнутдинов рассказал, что собаки хозяина промбазы лаяли на его сотрудников и тем даже приходилось брать с собой палки, чтобы отгонять животных. Также предприниматель дал показания, что видел собак Лифшица, бродящими по улице поселка.
«Я уверен, что здесь криминальный характер»: версия Лифшица
Сам же Лифшиц в беседе с журналистами объяснил, что многих собак он пристраивал. И, по словам хозяина базы, все, кто приютил к себе четырехлапых друзей, благодарили его и оставались довольны таким «приобретением». Бизнесмен в целом считает, что Хусаинову загрызли не собаки.
— Они не нападали. Мне очень жаль эту женщину, которая погибла, я уверен, что здесь криминальный характер. Ее, видимо, или машина сбила по дороге или что-то такое. Ее нашли вечером, днем всё облазали, ничего не было, а вечером вдруг появилась, — сокрушался Лифшиц.
Обвиняемый утверждал, что 9 ноября собаки все находились на базе, якобы это могут подтвердить и рабочие. Помимо того, пенсионер опровергает, что к нему приезжала служба отлова.
— Получается, добро непременно должно быть наказуемо? Я сделал добро бедным животным и меня же и наказывают. Собаки наши не могли что-то сделать с этой женщиной. Во-первых, потому что она была далеко, как мне рассказали, от нашей базы. Дальше, там есть лесопосадки, где живут действительно дикие собаки, бесхозные. Они делают набеги, они и у нас уничтожили несколько собак. Искать надо тех, кто отвечает за территорию, за отлов собак. По отлову собак к нам ни разу никто не приезжал. Если бы приехали, мы бы сказали: «Давайте, помогите хотя бы часть собак пристроить», — утверждал пенсионер.
Перед тем, как суд удалился на принятие решения, Лифшиц заявил, что на него оказывалось давление со стороны силовиков.
— На этапе допроса он (следователь. — Прим. ред.) мне несколько раз писал в протоколе такие вещи, когда я фактически должен был признать себя виновным. Я его не подписывал, заставлял переделывать протокол. И в итоге я подписал протокол, но не тот, что он хотел, — сказал владелец промбазы.
Дело переквалифицировали
Сторона защиты хотела представить суду фотографии, на которых видно волонтеров, приезжавших на территорию базы, чтобы поухаживать за животными. Однако судья отказался приобщать снимки к делу, так как их никак нельзя было «идентифицировать». Тогда адвокат хозяина промбазы Артур Сойджан предложил видеозапись, где волонтеры кормят собак. После тщетных попыток посмотреть ролик через дисковод, суд решил все-таки отказаться от идеи просмотра видео.
Адвокат также неоднократно упомянул о том, что у обвиняемого есть проблемы со здоровьем. В том числе Сойджан попросил следователя рассказать о том, что во время допроса Лифшицу стало плохо. У хозяина промбазы поднялось давление, медики оказали ему необходимую помощь.
— Он состоит на учете у врача-травматолога. Ему сейчас необходима срочно операция на левую ногу в связи с тем, что была травма в феврале этого года. Его состояние здоровья ухудшается с каждым днем. <…> По рекомендации врачей ему незамедлительно требуется покой, постельный режим и принимать те соответствующие препараты, которые ему когда-то прописал кардиолог. В СИЗО ему не будет это обеспечено должным образом, — обратился к судье Сойджан.
Помимо этого, правозащитник поинтересовался, почему дело переквалифицировали со статьи о причинении смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ) на оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлекшим смерть по неосторожности (п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ).
— Я так понимаю, что на данный момент действий моего подзащитного с причинением смерти по неосторожности не имеется. Следуя отсюда, из предъявленного обвинения, у нас сегодня было установлено, что ему квалифицируется статья о том, что он организовал на своей базе услуги по охране, при этом привлек собак. Как мы узнали сегодня из договора аренды, который был представлен самим следователем, в главе номер 3 не указано, что мой подзащитный обязан охранять сдаваемую ему территорию и имущество арендаторов, — сказал адвокат.
Сойджан пояснил, что собак Лифшицу подкидывали местные жители, а хозяин базы просто не мог их убить.
— Он по своим внутренним убеждениям уничтожить их не мог. Этих щенков подкармливал. Но он не считает, что именно его собаки, к которым приезжали волонтеры и дети из ближайшей школы, могли напасть на женщину и совершить столь страшное преступление, — отметил защитник.
Суд отказался отправлять Лифшица в СИЗО
Следователи и прокуратура просили суд отправить Лифшица в СИЗО на месяц и 30 суток. Адвокат говорил о домашнем аресте и запрете определенных действий.
Выслушав обе стороны, судья удалился. Прошло около 10 минут, и прозвучало постановление суда — отказать в прошении заключить Лифшица под стражу на 1 месяц и 30 суток и в качестве меры пресечения избрать домашний арест на тот же срок. До 9 января следующего года хозяину промбазы нельзя будет покидать место регистрации, общаться с кем-либо, кроме членов семьи, защитника, следователя, сотрудников органов и суда.
Также обвиняемому запрещается использовать любые средства связи, в том числе интернет. Лифшиц сможет лишь позвонить в скорую помощь, полицейским и спасателям в случае ЧС.
После заседания обвиняемый рассказал корреспонденту 116.RU, что любое другое решение суда могло бы плачевно сказаться на его здоровье.
— На данном этапе другое решение чревато было бы для моей жизни. Вот у меня сегодня приступ был, ранее у меня был инфаркт, и сегодня врачи, которые приехали в следственный отдел, сказали: «Вам надо ложиться срочно, потому что у вас будет повторный инфаркт», — отметил мужчина.
Лифшица задержали еще в этот вторник, 12 ноября. Изначально на него возбудили уголовное дело по статье о причинении смерти по неосторожности (ч. 2 ст. 109). На тот момент мужчина проходил подозреваемым. Тогда Советский райсуд только продлил задержание.
Власти Казани отмечали, что с начала года в службу по отлову обращалось двое жителей города. Этим делом также заинтересовался и председатель СКР Александр Бастрыкин — он затребовал доклад по уголовному делу.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!