RU116
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Казани

Погода+4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как 0

4 м/c,

сев.

748мм 60%
Подробнее
USD 91,82
EUR 98,95
Происшествия эксклюзив «Мы смогли пробить и это дно»: авиаэксперт — об изменениях в авиации после казанской трагедии 10 лет назад

«Мы смогли пробить и это дно»: авиаэксперт — об изменениях в авиации после казанской трагедии 10 лет назад

По словам эксперта гражданской авиации, уровень безопасности полетов в России сейчас хуже африканских

У пассажиров Boeing 737–500 не было шансов выжить

Эксперт гражданской авиации, генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко в разговоре с корреспондентом 116.RU говорит: любое авиационное происшествие с человеческими жертвами — это горечь утраты для родственников и друзей погибших, зачастую — кардинальное изменение жизненных обстоятельств.

Именно поэтому расследование трагедии всегда преследует главную цель — выявить основную и способствующие причины происшествия, чтобы предотвратить возникновение аналогичных ситуаций в будущем. Так было и с расследованием крушения пассажирского Boeing 737–500 авиакомпании «Татарстан», произошедшим 10 лет назад, 17 ноября 2013 года.

— Отдельно отмечу: перед авиационными экспертами, расследующими катастрофы и инциденты, не стоит задача найти виновного или виновных — этим занимаются следователи по возбужденным по причине трагедии уголовным делам. Катастрофы происходят крайне быстро: обычно с того момента, когда уже ничего нельзя поправить, до непосредственно происшествия проходит очень мало времени: минуты, но чаще — секунды. А вот восстановить всю последовательность событий, все факторы, которые могли тем или иным образом привести к трагедии — на это уходят месяцы, а то и годы, — говорит эксперт.

Как отмечает Сергей Мельниченко, расследователи должны изучить и проанализировать обстоятельства полета, осуществить натурную выкладку сохранившихся элементов воздушного судна, провести специальные исследования систем и агрегатов на предмет их работоспособности в момент катастрофы, расшифровать и проанализировать записи бортовых и наземных средств объективного контроля, математически смоделировать последний полет. А также провести тренажерные эксперименты с привлечением опытных пилотов, изучить множество документов о подготовке экипажа, режиме труда и отдыха, организации летной работы и системе управления безопасностью полетов в авиакомпании, состоянии здоровья экипажа, техобслуживании и эксплуатации самолета, оценить действия экипажа — и это еще не полный перечень того, что нужно сделать.

По словам эксперта, катастрофа в международном аэропорту Казани выявила множество нарушений, причем не только в авиакомпании, но и в других авиационных организациях.

— Среди факторов, приведших к авиационному происшествию, на первом месте было указано отсутствие у командира воздушного судна первоначальной летной подготовки, документы о ней были сфальсифицированы. Экипажу во время занятий на тренажере постоянно делались замечания в отношении ошибок, допускаемых пилотами при уходе на второй круг. А итог — самолет столкнулся с поверхностью земли в результате ошибок, допущенных экипажем при уходе на второй круг. Так что полеты на тренажере не помогли из-за несовершенства применяемых программ подготовки. Одномоментная гибель пятидесяти человек стала свидетельством неработоспособности систем управления безопасностью полетов в авиакомпании, отсутствия методических рекомендаций по их разработке и утверждению, формального подхода к утверждению/согласованию систем управления безопасностью полетов и программ подготовки летного состава со стороны уполномоченного органа, — отмечает генеральный директор МКАА «Безопасность полетов».

На вопрос, многое ли изменилось в подходе к обеспечению приемлемого уровня безопасности полетов в стране после авиакатастрофы в Казани, Мельниченко отмечает, что стало только хуже.

— Уже через 8 лет после казанской катастрофы все — абсолютно все! — происшествия с человеческими жертвами в Европейском регионе ИКАО (к которому относится Россия) произошли именно у нас в стране и нигде более. По количеству погибших в гражданской авиации в 2021 году Россия почти в два раза опередила все африканские страны, вместе взятые. А ведь буквально за пару лет до этого многие эксперты с горечью отмечали, что уровни безопасности полетов в России сопоставимы с африканскими. Но в 2021 году мы смогли пробить и это дно. Справедливости ради надо отметить, что за два года ситуация улучшилась. Но успокаиваться нельзя никогда. Иначе нас снова ждут случаи, аналогичные происшедшим в Петрозаводске, Тюмени, Казани, Палане, Перми, — говорит Мельниченко.

Напомним, ровно 10 лет назад, 17 ноября 2013 года, в аэропорту Казани при заходе на посадку разбился пассажирский Boeing 737–500 авиакомпании «Татарстан». Самолет рухнул на землю около взлетной полосы, развалился на части и загорелся. Все 44 пассажира и 6 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. Расследование продолжалось несколько лет, виновными посчитали пилотов, не имевших достаточного количества знаний для пилотирования боинга. Как оказалось, командир воздушного судна не проходил квалификационную проверку и упражнение по уходу на второй круг, а также имел поддельное свидетельство коммерческого пилота гражданской авиации. Также по итогам расследования была закрыта авиакомпания «Татарстан» и расформировано региональное отделение Росавиации.

Редакция 116.RU подробно вспомнила историю страшной авиакатастрофы, мы поговорили с родными и близкими погибших пассажиров и обсудили с экспертами, изменилось ли что-то за последние 10 лет в пассажирской авиации.

Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем