Сижу и пытаюсь разобраться, что же такое Marussia – этот первый русский суперкар. Умышленно или нет, информация о нем разрозненна и противоречива, словно разработчики не хотят «подписываться» под каким-то конкретным проектом и вынуждают СМИ домысливать. Тем не менее идейный лидер «Маруси» Николай Фоменко уже заявляет о 17 полностью оплаченных заказах.
Идея названия Marussia довольно удачна – есть в нем и русская Маруся, и наша Russia. И вообще, довольно трогательно называть суперкар женским именем. Проблема в другом: если адаптировать интернациональный вариант произношения «Мараша», звучит стебно, и в народе приживется «замараша» или что-то вроде.
Внешность первой эволюции Marussia была стильной, но вторичной – она напоминала все известные суперкары одновременно. Вторая версия, представленная на Франкфуртском автосалоне, щерится острыми углами и выглядит более самобытно, однако красивой ее сочтет не каждый. Журналисты Jalopnik.com так описали свои впечатления: «Одно бесспорно – выглядит она отвратительно. У нее больше острых граней, чем у увешанного ножами бойца, а обзорность вперед, наверное, никакая. Трогательно комична – наверное, единственный путь описать ее».
Да ладно вам, друзья, не перегибайте. Ferrari Enzo Ferrari тоже выглядел как прототип самолета-разведчика, да и потом суперкары – это мужланы автомобильного мира, и утонченная эстетика иногда только вредит. Общественный вызов и грубая сила – вот их кредо.
Впрочем, насчет «силы» пока мало что известно: первая Marussia была гибридом с мотором Renault. Теперь ставка делается на двигатель Cosworth объемом 3,5 литра с различными вариантами форсировки – от 245 до 420 л.с. Кстати, использование Cosworth существенно помогло бы и в имиджевом плане: Renault, несмотря на множество чемпионских титулов в «Формуле 1», так и осталась народной маркой, а Cosworth – имя легендарное. К тому же в следующем году компания возвращается в «Большие призы», и можно будет говорить, что у Marussia мотор от «Формулы 1». Коробка передач автоматическая, пятиступенчатая.
На всех презентациях машины Николай Фоменко напирал на ее мультимедийную начинку, однако нужны ли настоящему суперкару DVD-проигрыватели и выход в Интернет? Складывается впечатление, что концепция автомобиля еще сыра: если внешность говорит о спортивности, то по оснащенности он – мечта фаната «Диван-ТВ».
По компоновке Marussia – среднемоторный суперкар с поперечным расположением двигателя. И у него есть шанс стать первым серийным автомобилем такой схемы, спроектированным (вроде бы) в России. «Запорожцы», если что, были заднемоторными.
Информация о материале несущей части противоречива. Кто-то говорит о карбоновом монококе а-ля «Формула 1», однако заявленная цена в 100 тысяч евро заставляет усомниться в использовании столь дорогой технологии. Большинство углеволоконных суперкаров (McLaren F1, Bugatti Veyron, Porsche Carrera GT, Koenigsegg, Zonda) стоят на порядок дороже Marussia. Да и планируемый объем выпуска ее соплатформенников – 3000 машин в год – вряд ли допускает применение аэрокосмических технологий. Более реалистичной выглядит концепция с пространственным каркасом и широким использованием алюминия, плюс композитные внешние панели (не обязательно углеволоконные). Впрочем, даже в этом случае цена в 100 тысяч евро кажется ... смехотворно низкой. За эти деньги можно купить большой седан представительского класса, но сколько бы гордо это ни звучало для обывателей, среднемоторный суперкар – другая планета. Скорее всего, реальная цена окажется в разы больше.
Неясна пока и страна-производитель. Первоначально ходили слухи о мощностях ЗИЛа, однако, по последней информации от Николая Фоменко, выпуск наладят на трех заводах в Европе, поближе к основным рынкам сбыта. Объем в 3000 автомобилей в год достаточно амбициозен для суперкара с неизвестным брендом, но Фоменко уже заявляет о целом семействе автомобилей на одной платформе, включая SUV. Опыты со строительством кроссовера на базе суперкара, к примеру, проводила голландская компания Spyker.
Выудить подробности о новом проекте не удалось даже нашему специальному корреспонденту Аutochel.ru во Франкфурте Григорию Скабичевскому (его онлайн-отчет читайте в рубрике «Сел и поехал»): «Рядом со стендом Marussia встретили Фоменко, – рассказывает Григорий. – Он был серьезен и неразговорчив то ли от встречи с соотечественниками, то ли оттого, что они выставляли свой суперкар «Маруссия». Короче, общаться со своими он не захотел. Было ощущение, что во Франкфурт они попали в последний момент. И стенд был в самом дальнем углу, и девочка на стенде ничего вразумительного сказать не могла: ни буклетов, ни информации. Да и сам автомобиль, на мой взгляд, среднее арифметическое западных разработок. Ну, в любом случае молодцы, что пытаются».
С этим я согласен. Да, в проекте много белых пятен, и пока его серийность кажется преувеличенной. Но и сделано немало. Есть три варианта дизайна, и от них не отдает самодельщиной, как раз наоборот. Есть три выставочных образца, а это уже говорит о серьезности намерений: бумага-то всё стерпит, но чтобы выполнить образец «в металле», нужны деньги, специалисты, время. Есть дизайн интерьера, есть ходовой макет – в проект вложено немало усилий. Тем более, в отличие от той же Великобритании или Германии, где развита инфраструктура «суперкаростроения», а люди относятся к гоночным машинам с энтузиазмом, в холодной России двигать такие начинания приходится через тернии тотального непонимания.
Нужен ли России суперкар? А почему бы и нет? Это престижно, хотя если производство и инженерный центр обоснуются за границей, непонятно, кому достанется большая часть славы. Но дело не только в престиже – «Маруся» может стать символом нового подхода для российского автомобилестроения, где главную роль играют энтузиасты, а успешность определяется не только количеством переведенных на личные счета денег. Если проект удастся, он взбудоражит умы молодых инженеров и дизайнеров и вдохновит их на новые свершения, но не за «бугром», а здесь, в России. В общем, Marussia, являясь по сути карликовым проектом, может поднять самооценку нации гораздо сильнее, чем монструозные автозаводы постсоветской России.
Впрочем, получится или нет – пока не ясно. Проект может заглохнуть или постепенно уплыть за границу, став российским лишь формально. Очень хочется, чтобы Фоменко и его команде удалось довести начатое до конца.
Фото: Фото с сайтов Mail.ru, Jalopnik.com