С началом кризиса автомобилисты стали выбирать все более дешевые автомобили. По данным агентства РБК, средняя цена проданной в России иномарки за первое полугодие 2009 года упала с 26,4 тысячи долларов (776 тысяч рублей по курсу того времени) до 22,2 тысячи долларов (708 тысяч рублей по нынешнему курсу). Уточним, что в данном случае речь идет не о цене новых автомобилей в автосалонах (в рублевом эквиваленте она возросла), а о средней стоимости проданных в России машин.
Падение цены обусловлено в основном оттоком клиентов из среднего ценового диапазона ($10-20 тысяч) в пользу недорогих машин ($6-10 тысяч). В прошлом году на иномарки стоимостью 300-600 тысяч рублей приходилась практически половина всех продаж, в этом году – лишь четверть. Машины стоимостью ниже 300 тысяч в прошлом году обеспечивали десятую часть авторынка, теперь же – почти треть.
Таким образом, главным бенефициантом оказался АвтоВАЗ, имеющий самый широкий модельный ряд в указанном ценовом диапазоне: Priora, Kalina, Samara, 2105/07, 4x4... Отчасти это связано с усилиями правительства по поддержке АвтоВАЗа, но в значительно большей степени – с естественным изменением спроса: у россиян просто-напросто резко упали доходы и снизился доступ к кредитным деньгам.
Упал и импорт автомобилей, за первые полгода – на 71%, но главная потеря – это резкое снижение ввоза подержанных автомобилей: всего 7000 авто (3% от общего объема импорта) за полгода! В прошлом году доля б/у составляла 20%.
Наряду с уменьшением покупательской способности произошло и другое негативное явление – существенное удорожание новых иномарок. К примеру, по данным сайта Slon.ru, стоимость Ford Fusion увеличилась с 370 до 598 тысяч рублей, Opel Corsa – с 334 до 461 тысячи рублей; Toyota RAV4 – с 901 до 999 тысяч; BMW 3-серии – с 910 до 1134 тысяч рублей; Toyota Land Cruiser – 2,22 до 2,78 миллиона рублей.
«Уровень покупательской способности действительно заметно изменился, – говорит менеджер по предпродажной подготовке центра УзДэУ Ильдар Валеев. – Если раньше много автомобилей уходило по кредитным программам, то сейчас, после того, как банки изменили условия кредитования, «зависимые» покупатели отсеялись. Соответственно упал и спрос. Думаю, у всех так. Сейчас, правда, после открытия поддержки программ кредитования отечественных авто, ситуация у них стала выравниваться. А у нас продолжает держаться на высоте Matiz – он по цене вырос очень ненамного и находится в удачном ценовом поле».
Бюджетные иномарки, подстраиваясь под падающую платежеспособность клиентов, подорожали не так сильно: Nexia прибавила 16 тысяч; Matiz – две тысячи» Lanos – 32 тысячи» Logan – 38 тысяч» Kalina – девять тысяч, а Priora даже подешевела на три тысячи рублей. Во всех случаях речь идет о базовых комплектациях автомобилей.
Таким образом, получаем статистическое подтверждение достаточно очевидного факта: несмотря на все скидки и спецпредложения, за прошедший год автомобиль стал гораздо менее доступным удовольствием, чем раньше. Это подтверждает и двукратное падение рынка за первые семь месяцев 2009 года, причем падение прогрессирующее: в июле оно достигло рекордной отметки – минус 58%. В числе наиболее пострадавших – как раз продавцы автомобилей среднеценового сегмента, вроде Ford, Toyota, Mazda и Honda. Марки, имеющие в арсенале бюджетные модели, должны были «упасть» заметно меньше из-за благоприятного для них смещения спроса, однако, по большому счету, заметно это лишь по Renault и Lada, тогда как насквозь «народная» Daewoo падала в темпе рынка. Несколько меньше других снизили продажи премиум-марки, в частности, Audi и BMW, что связано с большей платежеспособностью «элиты» нашего общества и меньшей их зависимостью от кредитных денег.
«С началом кризиса автомобилисты стали выбирать все более дешевые автомобили, – комментирует ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – По данным агентства РБК, средняя цена проданной в России иномарки за первое полугодие 2009 года упала с $26,4 тысячи (776 тысяч рублей по курсу того времени) до $22,2 тысячи (708 тысяч рублей по нынешнему курсу). Падение цены обусловлено в основном оттоком клиентов из среднего ценового диапазона ($10-20 тысяч) в пользу недорогих машин ($6-10 тысяч). В прошлом году на иномарки стоимостью 300-600 тысяч приходилась практически половина всех продаж, в этом году – лишь четверть. Машины стоимостью ниже 300 тысяч в прошлом году обеспечивали десятую часть авторынка, теперь же – почти треть.
Какие прогнозы можно сделать в сложившейся ситуации?
Прогнозы можно сделать самые разные. Если экономическая ситуация будет улучшаться, то, возможно, что покупатели постепенно будут возвращаться в средний ценовой сегмент. Если же экономика будет и дальше стагнировать, или даже ситуация станет еще хуже, то не исключен вариант, что и нижний ценовой сегмент будет испытывать серьезный отток покупателей».
Фото: Коллаж Егора КРИВОРУКОГО