Не все знают, но наезд на пешехода остается самым распространенным видом ДТП с пострадавшими. Однако в последние годы его удельный вес стал снижаться. К примеру, девять лет назад, в 2000 году, на сбитых пешеходов приходилось 48,6% ДТП, в первой половине этого года – 35,6%. Все это проходит на фоне пусть слабого, но постоянного снижения травматизма и смертности на дорогах вообще, и тем не менее цифры по-прежнему удручающие: в первой половине 2009 года каждый день на дорогах сбивали по 167 человек, 18 из которых не выживали. Вдумайтесь в эти цифры – если происходит авиакатастрофа, уносящая жизнь 10 человек, СМИ обсасывают ее неделю. Пешеходы гибнут регулярно, но массовость этих жертв растворяется в масштабах страны.
Причем если брать именно города-столицы регионов (Екатеринбург, Самара, Ульяновск, Чебоксары, Самара, Томск и другие), то наезды на пешеходов составляют более половины от всех ДТП с пострадавшими. Разумеется, особняком стоят мегаполисы и их пригороды, например, Москва и Московская область обеспечивают более половины сбитых пешеходов всего Центрального федерального округа.
Тем не менее относительно прошлого года количество наездов на пешеходов снизилось на 14%, а число погибших под колесами – 20,5%. Отчасти это стало проявлением общей тенденции к снижению смертности на дорогах, отчасти – введением в конце мая весомых штрафов за непредоставление преимущества пешеходам. Напомним, что сейчас он составляет 800-1000 рублей и распространяется как на случаи игнорирования переходов, так и другие ситуации, например, если водитель не уступает дорогу пешеходам при повороте налево или направо, или в жилой зоне.
На переходах как регулируемых, так и нет был сбит каждый пятый пешеход, и здесь кроется основной резерв по снижению аварийности за счет высоких штрафов. Наверное, вы также заметили, что в последнее время водители чаще останавливаются перед переходами, и со временем это должно стать традицией. Сегодня игнорирование пешеходных переходов обеспечило больше пострадавших, чем превышение разрешенной скорости движения и проезд на запрещающий сигнал светофора вместе взятые.
К сожалению, оставшиеся четыре пешехода из пяти были сбиты вне переходов и очень часто – по собственной вине. Есть в этом определенное противоречие – если водители по большей части знают ПДД, то многие пешеходы не знакомы с ними в принципе, и более того, как будто не имеют чувства самосохранения. Для них считается нормальным без оглядки сигануть через дорогу, где удобно, или вальяжно шествовать на красный свет. Если отчасти это простительно для детей, то в исполнении взрослых такое поведение – полный кретинизм. К сожалению, водители не всегда в состоянии предвидеть подобные ситуации и избежать ДТП, поэтому пешеходам следует быть более сознательными. В конце концов, ДТП с пешеходами характеризуются одной из самых высоких тяжестей последствий (наряду с лобовым столкновением), и кто бы ни был виноват в них, крайним оказывается пешеход. Правило такое – лучше перестраховаться, чем быть полностью правым, но сбитым.
«Все зависит от культуры поведения вообще, во всем обществе, – считает врач-психотерапевт, практикующий психолог, профессор Евгений Сахаров. – Если нашего человека переместить в Австрию, например, то через неделю он научится переходить дорогу на зеленый сигнал светофора, не перебегать дорогу где попало и станет спокойно стоять перед красным, даже если ни одной машины поблизости не видно. Я думаю, что это больше проблемы социальной психологии, чем индивидуальной. Для того чтобы ситуация изменилась, необходимо долго и целенаправленно заниматься пропагандой положительного образа, чтобы стоящий перед красным светофором человек вызывал уважение, а не удивление. Важно, чтобы человек, осознавая то, что он соблюдает правила, получал от этого удовольствие. Пока этого нет. Если поток машин едет с повышенной скоростью, любой соблюдающий правила будет создавать помеху движению. Также и пешеходы, руководствуются коллективным ситуационным мышлением. Однако какого-либо конкретного рецепта, как преодолеть такое состояние сознания, не существует. Думаю, что без массовой пропаганды положительного образа законопослушного и, стало быть, успешного человека не обойтись. Необходимо сделать это модным, поощрять культуру на дорогах. Как, например, в Америке. Там стало немодно курить, и на человека с сигаретой сейчас смотрят как на неудачника. Все, курение там резко сократилось. Так же и на дороге – стоит перед светофором, не бежит где попало через дорогу – значит успешный, уважаемый. Чтобы добиться такого общественного сознания, необходимо менять культуру, и, возможно, что это дело на несколько поколений».
Многих ДТП с пешеходами можно было бы избежать за счет оборудования нормальных переходов, в частности под- и надземных, однако из года в год мы слышим одну и ту же отговорку – нет денег. Но нет их зачастую даже на то, чтобы нарисовать нормальные зебры и обеспечить треугольник видимости, который позволит и водителю, и пешеходу видеть друг друга заранее, а не за секунду до возможного контакта.
«Пешеходы под колесами автотранспорта – это одна из ярковыраженных проблем, с которой мы работаем уже не один год», – признали в управлении ГИБДД. По мнению сотрудников ГИБДД, «до тех пор, пока статистика будет регистрировать человеческие жертвы под колесами авто, она не перестанет быть острой. Даже если один человек погибнет, это явление останется проблемой».
«Для того чтобы статистика стала исправляться в положительную сторону, необходимо довести до ума людей необходимость внимательного отношения к своей собственной безопасности и необходимость соблюдения требований правил дорожного движения, – говорит начальник отдела дорожно патрульной службы и розыска УГИБДД Александр Разумнов. – Где-то и санкции необходимо ужесточить, срок лишения водительских прав увеличить, штрафы повысить. Для того чтобы люди привыкали правильно себя вести на дороге, мы постоянно проводим целенаправленные акции, рейды, занимаемся разъяснительной работой, работой с подростками и школьниками, чтобы донести до сознания людей необходимые требования. Будем надеяться, что увеличение штрафных санкций, которое произошло в последнее время, поможет этому процессу осознания».