Финансирование строительства и ремонта дорог будет урезано более чем в три раза относительно первоначального плана – чиновники объясняют необходимость непопулярного шага кризисными явлениями.
Напомним, что в 2008 году Владимир Путин подписал программу «Развитие транспортной системы» на 2010-2015 годы, общий бюджет которой составлял невиданную доселе цифру – 4,65 триллиона рублей или в среднем по 775 миллиардов рублей в год. Для сравнения, в 2008 году на ремонт и строительство дорог было потрачено 219 миллиардов рублей, то есть программа сулила увеличение инвестиций в транспортную инфраструктуру в 3,5 раза.
Увы, кризис вынудил Минфин и Минэкономразвития урезать бюджет страны, и программа дорожного строительства оказалась в числе наиболее пострадавших: так, в 2010 году планируется сократить инвестиции в вложения в дорожную сферу до 220 миллиардов рублей, что примерно соответствует уровню прошлого года, но существенно меньше запланированного.
Напомним, что программа «Развитие транспортной системы» предполагала ремонт и существенную реконструкцию важнейших транспортных артерий страны, в частности, трасс М-5 (Москва–Челябинск), М-7 (Москва–Уфа), М-10 (Петербург–Выборг), М-60 (Хабаровск–Владивосток), строительство скоростной дороги от Москвы до Питера и многое другое. Ожидается, что сейчас баланс перераспределят в пользу олимпийских дорог, в частности, М-4 (Москва–Краснодар). Остальные магистрали, видимо, будут финансироваться по остаточному принципу.
И это печально – колоссального количества серьезных аварий можно было бы избежать за счет грамотной организации дорожного движения. И речь не только про качество асфальта: ширина проезжей части, наличие разделительного отбойника, виадуков и внятных информационных знаков – все это самым прямым образом влияет на безопасность движения. Тем более на фоне ужесточающегося КоАП хотелось бы иметь дороги, соблюдение правил на которых не было бы разгадкой ребуса, вроде «есть ли тут сплошная или это просто пыль?»
Президент России Дмитрий Медведев, комментируя недавно ситуацию со смертностью в ДТП, заявил: «Речь идет и о том, чтобы дороги приводить в порядок, но, на мой взгляд, вот такого рода абсолютно невозможные и невообразимые события случаются далеко не потому, что дороги такого безобразного качества. Это составляющая, но это еще и следствие того, каким образом осуществляется контроль на дорогах, и следствие расхлябанности, преступной разболтанности участников дорожного движения».
Другими словами, даже президент России не считает, что организации транспортной системы в России является основной причиной высокой смертности.
Некоторые считают, что само по себе снижение финансирования – далеко не катастрофа. Радикального улучшения дорог можно было бы добиться, устранив коррупцию. «Автомобилисты платят в казну колоссальные деньги в виде налогов, но сфера дорожного строительства и благоустройства отличается запредельно высоким уровнем воровства – порядка 50%. В результате, напрямую на благоустройство дорог идет лишь 9% денег», – говорит лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин.
Нетрудно посчитать, что если бы все деньги тратились по назначению, хватило бы и половины «дозы». Однако в России сложилась порочная система отсутствия ответственности за результат: дорожникам невыгодно работать слишком хорошо, поскольку иначе дорога будет служить дольше и в следующем году на нее не будет выделено новых средств, которые превратятся в зарплаты, как белые, так и не очень. Поэтому новые технологии дорожного строительства в России приживаются неохотно – они попросту не нужны.
Фото: Фото с сайта Аvtoprodaga.com.ua