В 2006 году АвтоВАЗ продал на внутреннем рынке 654 тысячи автомобилей (данные AEB), в 2007 установил локальный рекорд – 683 тысячи автомобилей. В первой половине 2008 года казалось, что этот результат будет побит, но кризис начал сказываться уже в июне. Поэтому в итоге продажи не дотянули до прошлогоднего уровня – по России разошлись 640 тысяч Lada. Зато производство автомобилей достигло абсолютного пика начиная с 1990 года. Правда, не так уж это и хорошо – в результате на конец года товарные запасы превышали 100 тысяч автомобилей.
Первоначальный план на этот год составлял порядка полумиллиона автомобилей, что уже было существенно ниже прошлогоднего уровня (-22%). В целом падение продаж Lada прогнозировалась на меньшем уровне, чем иномарок – надежду возлагали на субсидированную программу кредитования и прочие бонусы. Не сработало – за первые полгода продажи упали на 44%, то есть в два раза сильнее ожидаемого уровня.
Товарные запасы по-прежнему велики, и хуже того, осень обещает быть суровой. Сейчас завод работает с нагрузкой, в полтора раза меньшей «номинальной», но даже ее достаточно, чтобы к концу года товарные запасы составили 143 тысячи автомобилей. Поэтому АвтоВАЗ резко скорректировал производственный план до 260 тысяч автомобилей на весь 2009 год (-60%). Потенциально мощности завода позволяют производить столько автомобилей за квартал с небольшим.
Вице-президент Renault Патрик Пелата сообщил агентству «РИА Новости»: «АвтоВАЗ не был готов к подобному снижению объемов продаж, поэтому и страдает. Нужно было подготовить руководителей к этой ситуации, чтобы они смогли выработать достаточно радикальный план и решить вопросы, столкнувшись с таким объемом падения продаж».
В начале года завод уже останавливал конвейер на полтора месяца, однако перепроизводство вынуждает отправить всех в принудительный отпуск на весь август. С сентября по декабрь будет выпущено 120 тысяч автомобилей. На совещании с поставщиками вице-президент АвтоВАЗа Игорь Комаров сообщил, что потенциально завод может сократить 28 тысяч сотрудников из 110 тысяч. Впоследствии АвтоВАЗ опроверг эту информацию.
Партнер АвтоВАЗа – компания Renault намерена поделиться своим опытом и помочь автогиганту выработать план выживания в условиях столь низкого производства, о чем сообщил журналистам Патрик Пелата. Правда, Renault сама по себе терпит большие убытки: если в первом полугодии прошлого года компания заработала 1,58 миллиарда евро, то сейчас ее убыток достиг 2,7 миллиарда. 182 миллиона евро «недостачи» приходится на АвтоВАЗ. Тут стоит заметить, что президент Renault Карлос Гон прославился благодаря жестким мерам по снижению издержек производства, чем в свое время спас компании Nissan. В этом году, когда Nissan снова оказался в тяжелом положении, Гон взялся за радикальное снижение трат, сокращал штат и зарплаты сотрудников, так что спасительный план Renault наверняка будет подразумевать подобные меры. Примет ли их АвтоВАЗ, завязанный на государство, – отдельный вопрос.