Правительство делает АВТОВАЗу денежные инъекции, создает вокруг «микробонепроницаемый» кокон, но состояние пострадавшего все равно нестабильно. В первом полугодии убыток предприятия составил 10 миллиардов рублей, а совокупный долг на первое июля достиг 53 миллиардов рублей.
Нетрудно представить, как быстро растворятся в организме больного выделенные правительством 25 миллиардов, из которых 16 уже переданы заводу. Проблема в том, что эти деньги нельзя считать инвестициями в будущее или хотя бы прямой помощью заводчанам — они идут на латание дыр в долговом шлейфе АВТОВАЗа. Завод реструктурирует банковские долги, расплачивается с поставщиками за февральские поставки, но радикально проблема не решается — выручка падает, и покрывать новые обязательства все равно нечем. Увы, но болезнь прогрессирует.
Нельзя сказать, чтобы больной не сопротивлялся. В июне стартовали продажи новой модификации Priora в кузове универсал. Завод купил у Renault лицензии на производство платформ и двигателей для выпуска моделей класса Logan и Megane. Наконец, недавно АВТОВАЗ запустил программу с претенциозным названием «Качество» (раньше, видимо, выполнялась программа «Количество»).
Но если смотреть в целом, иммунодефицит на лицо. Причем иммунодефицит не приобретенный, а врожденный. Если ребенка с утробного периода потчевать антибиотиками при каждом шевелении и чихе, стоит ли уповать на крепость его здоровья в промозглые времена кризиса?
Казалось бы, есть и позитивные признаки: к примеру, на фоне обвала автомобильного рынка (-49% в I полугодии) АВТОВАЗ выступил чуть лучше среднего уровня (-44%). Доля завода на рынке даже немного выросла, достигнув 25%. Однако не сделайте ошибки — неплохой результат в основном достигнут за счет стремительной распродажи товарных остатков, которые на начало июня достигали 80 тысяч автомобилей.
А падение производства составило 64%. И низшая точка еще не пройдена: поскольку складские запасы по-прежнему велики, а оживления спроса не предвидится, руководство завода приняло решение об остановке производства на месяц с последующим выходом на половинную загрузку вплоть до начала следующего года. Еще не смерть, но уже кома.
И это большая проблема — нет производства, нет выручки, нет прибыли, нет зарплат. По закону, за дни вынужденного простоя рабочие должны получать 2/3 заработной платы, и президент АВТОВАЗа Борис Алешин уже намекнул, что было бы неплохо, если бы эти компенсационные выплаты в несколько миллиардов рублей взяло на себя государство. Аналитики уверены, что без новых «укольчиков» завод долго не протянет.
В общем, завод становится все большим ярмом на шее государства. Это напоминает ситуацию с тяжело больным человеком, который стал обузой для всей семьи, и кто-то из родственников (конечно, самый аморальный) робко заикается об эвтаназии. Естественно, его тут же запшикивают и с новым рвением берутся за продление существования умирающего, не спрашивая при этом мнения самого умирающего. Это на самом деле трагично.
Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев и профессор Йельского Университета и Российской экономической школы Олег Цывинский опубликовали в газете «Ведомости» подробное обоснование целесообразности банкротства АВТОВАЗа (полный текст). Их доводы таковы: поддержка АВТОВАЗа — это скрытый налог на остальные предприятия страны и разбазаривание Стабфонда. Спасение города, конечно, благородный мотив, однако банкротство вовсе не означает голодную смерть для его бывших рабочих и поставщиков. Наиболее толковые начнут свой бизнес или приживутся на «новом АВТОВАЗе», который возникнет на месте прежнего. АВТОВАЗ — вовсе не единственный крупный завод в Тольятти (подробности в статье). Наконец, вместо беспредметного пуляния капиталов лучше оказать прямую поддержку заводчанам в период начала их новой жизни. Никто не говорит, что банкротство — это простой процесс и он не сопряжен с рисками. Однако идея не так уж абсурдна — Chrysler и GM уже прошли процедуру омоложения и, по крайней мере, получили шанс начать с нуля. Представьте, что после эвтаназии умирающий дедушка перевоплотится в себя, только более молодого и энергичного — в этом случае вам будет легче дать ему смертельную дозу морфия?
И все в этой статье «Ведомостей» так логично и обоснованно, что становится ясно — ничего подобного не будет. Экономическая теория не работает для АВТОВАЗа, потому что его инженерно-производственный потенциал — лишь прикрытие для машины по отмыванию денег. Причастные к руководству АВТОВАЗа, скорее всего, посмеются над уважаемыми экономистами или назовут их письмо подготовкой рейдерского захвата. Суть в том, что они говорят на разных языках. Наш умирающий дедушка на самом деле не так уж при смерти — кто-то получает за его обездвиженное состояние неплохую страховку. И этот кто-то явно не даст отключить аппараты жизнеобеспечения. «Да как вы вообще можете о таком думать?!!!!»
И это печально. Я нисколько не обвиняю рядовых сотрудников завода, или поставщиков, или дилеров (хотя они часто обижаются на меня, что в целом вполне патриотично). Но все они — части гигантской машины, которую не могут ни остановить, ни повернуть вспять. Они вынуждены считаться с правилами игры. Они вынуждены принимать свою часть ответственности.
Печально, что эти люди могли бы найти себе лучшее применение. Вы не верите, что в России есть таланты уровня Колина Чэпмена и Энцо Феррари? Поверьте, они есть. Все стало бы совсем реальным, если бы государство дало таким людям «разгонные» и поощрило их начинания — представляете, насколько хватило бы 100 миллиардов, обещанных АВТОВАЗу?
А свято место пусто не бывает. Кто сказал, что единственно возможное название исконно российской марки — это Lada?
«Вышеприведенная информация напоминает мне начало лихих девяностых, когда АВТОВАЗ не работал по 3–4 месяца, когда никак не разрешались вопросы реструктуризации долгов завода в Москве, когда работникам зачастую есть было нечего, — комментирует событие вазовский аналитик, заместитель директора центрального дистрибьютора АВТОВАЗа компании «КАНАвто» Сергей Чернов. — Пережили. И смогли это сделать в первую очередь потому, что верили в завод, вверили в идею, в то, что автомобили «Лада» нужны России! Виктор Николаевич Поляков, первый директор АВТОВАЗа, до конца своих дней вкладывал всю свою фантастическую энергию в то, что бы наш завод и автомобили «Лада» были лучшими! Он и был тем самым Колином Чэпменом и Энцо Феррари для завода в одном лице! Сколько бы грязи ни выливалось на АВТОВАЗ в последнее время, как бы многим ни хотелось его гибели — автомобили «Лада» остаются самыми востребованными автомобилями на просторах России. Давайте оставим предположения насчет отмывания денег и т.д. Не так все просто... Давайте взглянем в глаза действительности глазами граждан России, а не теми глазами, которые нам упорно навязывают средства массовой информации в последние годы. На сегодняшний день проблемы иномарок в России известны. Спад продаж, близкие к нулю финансовые результаты и т.д. На этом фоне «Лада» для них очень неудобный конкурент. Со всеми вытекающими отсюда последствиями в предпринимаемых ими действиях. Да, на АВТОВАЗе есть проблемы, и серьезные, но... Я бы задал вопрос многочисленной похоронной команде: «Кому стало лучше после похорон авиапрома, судостроения, электронной отрасли и т.д.?»
Ответ на поверхности... Сейчас — в наших аэропортах — сплошь боинги и эрбасы. Как в том бородатом анекдоте: «Деньги — в тумбочке». Только тумбочка эта не российская, а американская, французская, корейская и т.д. Зарплата остается там, налоги — тоже. Может ответит похоронная команда — откуда появится спрос в России даже на японские или немецкие автомобили, если вся экономика рухнет? Автопром — это только поверхность айсберга, это локомотив, который тянет металлургию, нефтехимию, электронику и т.д. и т.п. Неужели кто-то серьезно считает, что европейцы или американцы не знают покоя — все думают, как поднять наше производство. Кроме нефти, рассчитывать не на что. А она имеет свойства падать в цене или, наконец, закончиться. На что рассчитываете, похоронщики?»
Кстати, по данным газеты «Коммерсант», независимый профсоюз работников ОАО АВТОВАЗ «Единство» вчера заявил о намерении провести 6 августа в центре Тольятти многотысячную акцию протеста против политики руководства завода. «Это будет митинг с участием рабочих и простых горожан, — заявил лидер «Единства» Петр Золотарев. — Ведь последние события и принятые менеджментом завода решения больно ударят по благосостоянию жителей». Профсоюзы на предстоящем митинге потребуют отменить приказ президента ОАО АВТОВАЗ Бориса Алешина о переводе сотрудников предприятия с сентября на 20-часовую рабочую неделю (это приведет к сокращению зарплаты в среднем на 50%). «Мы опасаемся, что это приведет к массовым увольнениям и социальным потрясениям в регионе. Штатная численность АВТОВАЗа может сократиться на 5–10%», — заявил глава областной Федерации профсоюзов Евгений Егоров (на заводе сейчас работает 110 тыс. человек; население Тольятти составляет около 700 тыс. человек). «Все наши требования обязательно будут доведены до сведения федеральных властей», — подчеркнул господин Золотарев.
«И по поводу исконно русского названия «Лада», — добавляет Чернов. — Если кто-то из читателей хочет, чтобы исконно русским названием марки автомобиля было «Лифан» или «Шевроле», или что-то подобное — то не в той стране он живет и не на том языке разговаривает... Не нужно обливать дерьмом автомобили, сделанные в России, даже если вы ездите на иномарке. Это нормальные автомобили, которые сделаны руками наших с вами сограждан! Финансовые проблемы всегда обостряются в смутные времена и тянут за собой черный PR! И наш с вами патриотический долг — с достоинством справиться с ними, сохранив лицо своей Родины, не давая в обиду ни пяди земли русской, ни ее достояний!»
И последнее: как нам стало известно, в Тольятти уже обсуждается новость, что в город стягиваются спецподразделения МВД из других регионов. В тольяттинском ОМОНе, личный состав которого составляет 150 человек, говорят, что настроение бойцов подавленное и участвовать в разгоне демонстраций никто не собирается. В УВД Тольятти признали, что на крайний случай план по предотвращению беспорядков существует. Предполагается, что в Автозаводском районе города (здесь живет 90% работников предприятия) милиция будет рассекать толпу на небольшие группы, загоняя их внутрь уличных кварталов, локализуя волнения. Причем тольяттинскому ОМОНу отведена вспомогательная роль, а разгон пикетов будет возложен на спецподразделения из Москвы, Ульяновска, Саратова, Мордовии и Самары. Наличие такого плана неофициально подтверждают и в МВД РФ.
Руководитель пресс-службы ГУВД Самарской области Александр Кромин, впрочем, опроверг информацию о стягивании дополнительных сил ОМОНа в Тольятти. «В регионе достаточно личного состава, чтобы не допустить каких-либо массовых волнений и беспорядков. Мы работаем над профилактикой и упреждением возможных беспорядков», — сказал Кромин. В пресс-центре АВТОВАЗа отказались комментировать предстоящий митинг.