Завершается расследование дикого ДТП, потрясшего всех прошлой осенью. В ноябре 16-летний подросток из обеспеченной семьи, управляя автомобилем Subaru, насмерть сбил троих пешеходов в районе города Южноуральск Челябинской области. Сообщение об этом ДТП облетело все новостные ленты российских СМИ и, кажется, было забыто... Но был ли наказан виновник?
В неофициальных беседах сотрудники милиции признаются, что дело вести крайне сложно: адвокат, нанятый отцом виновника, делает все, чтобы избавить парня от суровой уголовной ответственности.
Напомним, суть происшествия. 16-летний подросток не справился с управлением, и Subaru на большой скорости вылетела на обочину, где стояли трое молодых людей. Под колесами иномарки оказались две девушки-сироты – 16 и 19 лет, а так же их 21-летний спутник. Все трое от полученных травм скончались.
«Одно время у этого подростка был мопед, для управления которым по закону не требуются водительские права, – рассказывает начальник ГИБДД Южноуральска Сергей Мешкорез. – Затем у нас стала появляться информация, что его видели за рулем автомобиля. Однако сотрудники ДПС ни разу не задерживали его за управлением машины».
Поговаривают, что беспокоясь за здоровье сына, выжимавшего из своего мопеда максимальные скорости, отец, являющийся соучредителем крупнейшей в области крупяной компании, купил ему тот самый Subaru и нанял водителя. В тот вечер малолетний лихач (неизвестно в какой раз) уговорил шофера уступить ему водительское место, что привело к смерти троих молодых людей. На мужчину, передавшего право управления лицу без водительского удостоверения, наложен административный штраф. А УВД Южноуральска возбудило уголовное дело по части третьей статьи 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц», обвиняемым по которому проходит подросток, сидевший за рулем иномарки.
Тогда многие предполагали, что дело попытаются замять на стадии милицейского расследования при помощи крепкого рубля, и оно даже не дойдет до суда. Но, судя по всему, подобные опасения оказались беспочвенны. ДТП получило слишком большой резонанс, и следователи медленно, но упорно делали свое дело.
«Сразу после возбуждения уголовного дела мы выходили в суд с просьбой взять обвиняемого под стражу, – сообщил начальник следственного отдела УВД Южноуральска Александр Расторгуев. – Однако суд не поддержал нас, мотивировав отказ возрастом обвиняемого. По итогам расследования мы пришли к выводу, что подросток виновен в совершении данного преступления. Дело готовится к передаче в городской суд».
Некоторые из людей в погонах, с кем удалось побеседовать при подготовке этого материала, попросили не указывать их имена и должности в тексте. Открыто о давлении со стороны обвиняемого никто не говорит, но все в один голос уверяют, что каждое их слово, сказанное в СМИ, адвокат пытается использовать против следствия, отсюда и кажущаяся излишней осторожность.
Информация о ходе расследования, полученная в правоохранительных органах, заставляет задуматься.
Во-первых, в организме подростка обнаружены следы употребления марихуаны. Но делать выводы о том, что наркотик повлиял на вождение, пока никто не торопится. Тонкость в том, что остаточные следы марихуаны могут сохраняться в организме даже через неделю после ее употребления. Однако если в суде удастся доказать, что подросток курил «травку» в тот вечер, то при вынесении приговора это может стать весомым отягчающим обстоятельством.
Другая странность касается психолого-психиатрической экспертизы, которая была назначена, чтобы выяснить соответствует ли психическое развитие подростка его возрасту. Следователи ушли от ответа на прямой вопрос – что написано в медицинском заключении — ограничившись формулировкой «следствие пришло к выводу, что развитие обвиняемого соответствует возрасту». Это очень важно: дело в том, что Уголовный кодекс предусматривает ответственность по 264 статье с 16 лет. За смерть троих человек мальчишке грозит лишение свободы на срок до семи лет. Но! В законе есть оговорка: если несовершеннолетний достиг этого возраста, но из-за отставания в развитии, не связанном с психическим расстройством (тогда его направляют на принудительное лечение – Прим. авт.), он не подлежит уголовной ответственности. От заключения медиков во многом зависит, сможет ли адвокат использовать эту лазейку в суде, чтобы вытащить своего подзащитного.
«Все процессуальные сроки расследования соблюдаются. Мы ожидаем, что данное уголовное дело поступит к нам из следствия для утверждения обвинительного заключения уже в мае, – сообщила прокурор Южноуральска Лидия Воронина. – Дело непростое, необходимо тщательно подготовить материалы дела, чтобы судебный процесс прошел гладко».
Опасения прокурора вполне понятны. Уже сейчас можно прогнозировать, что успешный бизнесмен сделает все возможное и невозможное, дабы доказать невиновность любимого сына и не дать отправить его в колонию. Теперь решение за судом. Однако практика показывает, что приговоры за дорожные преступления, совершенные даже простыми водителями, не имеющими серьезных ресурсов для своей защиты, часто оказываются слишком гуманными...
Фото: Фото с сайтов Аutochel.ru и Foto.mail.ru