Удивительно, но по итогам первого квартала впервые за всю историю российского автопрома объем выпуска иномарок на территории страны превысил производство исконно российских легковушек (Lada, Volga, UAZ и прочие). По данным агентства «Автостат», в первом квартале «счет» составил 54:46 в пользу гостей.
Итог, казалось бы, парадоксальный. Спад продаж в кризис обуславливается отсутствием кредитов и падением платежеспособности населения. Спрос естественным образом должен сместится в область недорогих автомобилей, которые и составляют производственную программу автозаводов России.
Однако темпы падения производства на крупнейших российских предприятиях катастрофические: АвтоВАЗ снизил выпуск на 71%, ГАЗ – на 97%, UAZ – на 79%.
При этом иномарки российской сборки потеряли лишь половину объемов выпуска. Другими словами, в условиях кризиса россияне в первую очередь стали отказываться от покупки российских машин в привычном смысле слова.
В чем причина такого перекоса? С одной стороны, в колоссальных товарных остатках, которые образовались у крупных российских автозаводов. К примеру, по оценкам специалистов, на складах дилеров Lada по всей России стоит порядка 130 тысяч (!) автомобилей 2008 года выпуска, что в нынешних условиях эквивалентно пятимесячному запасу.
«Залежи» образовались из-за недостаточно активной маркетинговой политики АвтоВАЗа в 2008 году. По словам дилеров, впервые они почувствовали стагнацию еще в июне 2008 года, однако скидки на автомобили были предложены покупателям в октябре. Символическая сумма в 15 тысяч рублей не переломила ситуации, а объявление Владимиром Путиным программы субсидированных кредитов дополнительно затормозило спрос – люди стали ждать начала действия программы, которое пришлось лишь на середину апреля 2009 года. Не помогло и повышение заводом отпускных цен, которое составило несколько процентов, однако было воспринято крайне негативно. «После каждого скачка цен, даже минимального, мы наблюдаем отток клиентов, которым нужно время, чтобы привыкнуть к новым прайсам», – в неофициальной беседе пожаловались нам продавцы «Лад».
ГАЗ, отказавшись от выпуска привычной «Волги» в пользу Volga Siber попал впросак: спрос на автомобиль оказался никудышним, в первом квартале было выпущено 187 «сайберов».
Сборочные заводы по выпуску иномарок также вынуждены снижать объемы производства и даже останавливать завода, однако их более активная маркетинговая политика дает результаты. Например, в некоторых городах Renault предоставляет скидку в 15 тысяч рублей на Logan 2009 года, тогда как «Ладу» по сниженной цене можно купить только прошлогоднюю.
Некоторые российские предприятия даже нарастили объемы выпуска (в частности, Volkswagen и Toyota), однако это связано либо с расширением модельного ряда, либо с низкой базой прошлого года. В любом случае пока иномарки чувствуют себя уверенней.
«Вы знаете, даже с учетом падения спроса, можно говорить о наступлении стабильности рынка, – считает менеджер отдела продаж автохолдинга «Машинный двор» Александр Мерзляков. – Сейчас, например, неплохо продаются автомобили в ценовом диапазоне до 500 тысяч рублей. Раньше, конечно, была высока доля кредитных автомобилей, сейчас этого нет, зато возросло количество покупок на «наличку». Ну и субсидирование это тоже подтянуло покупателей. Так что жизнь если и не налаживается, то по крайней мере не рушится».
Смогут ли переломить ситуацию льготные кредиты? Игроки рынка в подавляющем большинстве убеждены, что нет. Причин на то много: к примеру, далеко не все могут предоставить справку 2-НДФЛ о зарплате минимум 20 тысяч рублей, которые требуются для покупки «Приоры». А те, кто может, вряд ли пойдут покупать «Ладу».
Снижает интерес и сравнительно небольшой срок кредита (24-31 месяц) и большой первоначальный взнос (30%). А главное, при средней компенсации в расчете на один автомобиль на уровне 25 тысяч рублей, шесть миллиардов рублей, выделенных государством, хватит в лучшем случае на 240 тысяч машин.
На первый взгляд, цифра немалая, но, если вычесть из нее товарные запасы прошлого года, в этом году купят лишь 100 тысяч машин – даже если предположить, что их купят клиенты, которые без льготного кредита вообще не задумывались бы об автомобиле (хотя это совершенно не так), такая цифра – капля в море для нашего авторынка.
А во втором квартале свой вклад в падение продаж внесет остановка конвейера ИжАвто.
Все это иллюстрирует лишь неэффективность антикризисных мер правительства. Более того, многие аналитики считают, что пока ситуация еще далека от критической – спрос на машины снизился на количество людей, покупавших автомобиль в кредит, однако за наличку в первом квартале автомобили покупали более-менее бодро. Настоящий кризис для российского автопрома может начаться, когда все желающие воспользуются моментом, чтобы купить автомобиль.
«За последнее время продажи, можно сказать, не упали, то есть ситуация стабилизировалась, – говорит менеджер холдинга «Авто Гермес» Денис Цисельский. – Дело в том, что спрос на отечественные марки будет всегда, поскольку существует определенный контингент потребителей именно этой продукции автомобильной промышленности.
Поэтому слухи о том, что вот все встанет–рухнет, только слухи и не более того. Например, доподлинно известно, что автомобилей 2008 года осталось совсем немного, счет идет на штуки. Поэтому говорить о «залежах» на складах уже не получится. Еще пара недель, где-то месяц, и все – в продаже модели 2008 года вы уже не найдете. Ну, а у иномарок отечественной сборки – свой покупатель, там и цены другие, и возможности».
Фото: Фото с сайта Аltracing.ru