Знаете, сколько китайских автомобильных марок представлено на нашем рынке? Мы насчитали 16 штук, при том что японских брендов – всего-то девять.
Однако поголовье «чайнамарок» может очень сильно сократиться из-за экономической ситуации. Так, в первом квартале 2009 года их «локомотивы» снизили продажи в несколько раз относительно прошлого года – Chery потеряла 82%, Great Wall – 68%. А всего за этот период экспорт китайских автомобилей упал на 62%, в чем их производители винят в том числе и Россию, которая увеличила пошлины на новые автомобили и ввела плату в 5000 евро на каждый автомобиль, собираемый непромышленными методами.
Впрочем, кризис жанра наметился еще в благополучные времена. Вообще китайцы начали активно продвигать свои автомобили в 2004–2005 годах, и первым «хедлайнером» стал Great Wall, который в 2005 году умудрился втюхать россиянам более 4000 пикапов Deer. Всех привлекала низкая цена полноприводника (порядка 400-500 тысяч рублей), а о проблемах с ломающимися рамами, ржавеющими кузовами и нерабочими тормозами клиенты узнавали много позже.
Вторым ударником стал Chery, который взялся за дело с размахом: модели Chery Amulet и QQ продавались такими темпами, что в 2007 году марка умудрилась занять 14 место по объемам продаж, обойдя таких грандов, как ГАЗ, Volkswagen, Skoda, Peugeot... 2007 год вообще стал звездными часом китайцев: на рынке были представлены все 16 марок, а относительно 2006 года продажи выросли в 2,73 раза!
Но не тут-то было – уже в конце 2007 года многие китайские марки, в том числе Chery, начали испытывать трудности со сбытом, и тенденция сохранилась в 2008 году. Причина? Судя по всему, клиенты все чаще стали читать негативные отзывы о безопасности и надежности китайских машин (в том числе, тесты солидных изданий), а кроме того, появились живые мнения «счастливчиков», купивших китайский автомобиль на волне первого ажиотажа.
Для китайских брендов вообще характерно крайне неустойчивое рыночное поведение: в один год никому не известная марка может «выстрелить», а не следующий год продать пару сотен машин и тихо уйти с рынка, оставив «фанатов» один на один с собственными проблемами. Две наиболее актуальные из них – где взять запчасти и как избавиться от этого чуда?
«Поставки автомобилей из Китая, в частности, Chery действительно сильно снизились, – говорит генеральный директор автоспеццентра «Инком Авто», центрального дистрибьютора китайских авто в России Игорь Назаров. – Это происходит по причине снижения количества заказов от дилеров. А они, в свою очередь, испытывают дефицит спроса на продукцию наших китайских коллег. К слову сказать, Chery всегда продавалась сложно, поэтому сейчас спрос на нее упал настолько сильно. Тем не менее, это явление не повсеместное, и зависит от региона продаж. Кое-где процесс не настолько катастрофичен. Дилеры стараются работать по факту – есть покупатель – есть заказ. То есть склады пусты, и авто идут только под определенного реального клиента».
Если честно, мы, протестировав с десяток китайских машин, так и не смогли понять, что толкает людей в объятья к этим странным автопародиям? Возможно, где-то в Китае продаются китайские автомобили приличного качества, но то, что везут в Россию, больше напоминает предсерийные образцы, собранные на скорую руку. И ведь стоят они отнюдь не копейки – к примеру, Geely MK, который мы брали на длительный тест, стоил дороже аналогичной по оснащению «Приоры», однако не оставил впечатление машины, сколь-нибудь более качественной, чем «нашемарка». Так для чего переплачивать за якобы иностранный автомобиль, запчасти к которому придется потом выискивать по магазинам и интернет-сайтам? Зачем ставить на марку, которая, не исключено, уйдет с нашего рынка через год-полтора?
И в этом смысле кризис оказал благотворное влияние. За редким исключением, китайские автопроизводители не создали сборочных заводов в России, поэтому возросшие пошлины ударили по ним очень сильно. Да и люди теперь относятся к деньгам бережливее.
Фото: Фото с сайта Avtojurnal.ru