Ассоциация европейского бизнеса подвела итоги продаж новых автомобилей в первом квартале 2009 года, и результаты получились невеселыми – относительно прошлого года рынок «упал» на 40%.
Но еще хуже то, что в марте снижение продаж даже интенсифицировалось. Так, лишь считанные марки (KIA, ГАЗ, Daewoo) в марте смогли немного затормозить спад продаж. Подчеркнем, что даже для этих «хорошистов» речь идет лишь о едва заметном замедлении спада. Так, если в среднем за три первых месяца KIA снизила продажи на 35%, то в марте – на 31%. Даже отличники, вроде Volkswagen, Skoda, Peugeot и Citroen, которые по итогам первых месяцев уверенно держались в плюсе, в марте сбавили темпы роста.
Однако далеко не все дилеры готовы признать, что март оказался черным месяцем. И ни одна компания не называет конкретных цифр, ограничиваясь расплывчатыми сообщениями.
«В связи с известными событиями потребительская активность упала, однако нельзя сказать, что у нас по продажам март выдался хуже, чем январь или февраль, – сообщила руководитель службы рекламы и PR компании «Джимир» (дилер Opel, Chevrolet) Марина Черненко. – Реализация всех трех месяцев 2009 года примерно на одном уровне».
Ухудшение тенденции закономерно: в январе-феврале спрос подстегивали скидки на автомобили 2008 года выпуска. Люди, планировавшие покупать автомобили, поспешили растратить свои сбережения. Сейчас свободных денег у населения почти не осталось, а цены на автомобили, наоборот, скакнули вверх. К примеру, если цена на Toyota Corolla 1.4 2008 года выпуска начиналась от 554 тысяч рублей, то стоимость аналогичной «Короллы» нового года – от 686 тысяч рублей (данные с сайта www.toyota.ru). И дело вовсе не в чьей-то жадности или злом умысле: при нынешних курсах валют дилеры вынуждены поднимать рублевые цены, хотя это бьет не только по покупателям, но и по продавцам. Мы все оказались заложниками экономической ситуации.
«Ситуация аховая, продажи встали», – в частной беседе выражают свое мнение менеджеры различных автомобильных компаний. По их словам, такая ситуация продержится минимум до конца года. И хотя шоу-румы отнюдь не опустели, а клиенты продолжают проявлять интерес в пользу тех или иных марок, общая ситуация совершенно безрадостная.
Общего оживления на рынке кредитования тоже пока не наступает. Программы льготного кредитования, как выяснилось, пока действуют лишь для двух марок (Lada и Renault), так что вряд ли могут переломить тенденцию.
«Я считаю, что окончательно ситуация на автомобильном рынке прояснится в июне-июле, когда у всех дилеров закончатся складские остатки производства 2008 года и придется торговать только автомобилями 2009 года, завезенными уже по новым таможенным правилам, – считает генеральный директор компании «Планета Авто» (дилер Ford, Land Rover, Volvo) Андрей Кольцук. – То, что марка Ford занимает третью строку с конца темпам «роста», не расцениваю как какой-то провал, потому как сравнение идет с предыдущим годом. Более того, на мой взгляд, Ford в 2009 году укрепился на российском рынке, потому как по общим продажам занимает лидирующую позицию, занимая третью строку после Lada и Сhevrolet».
Особенно сильно в марте пострадали японские и корейские бренды, что обуславливается невыгодным сочетанием курсов валют и проблемами на российских сборочных предприятиях (ТагАЗ, ИжАвто). К примеру, мартовские продажи Mitsubishi в марте этого года снизились более чем в пять раз относительно марта 2008! Компания отреагировала на это недавним снижением цен, например, Lancer подешевел в среднем на 30 тысяч рублей.
Примечательно, что производство автомобилей в России упало даже сильнее, чем рынок в целом – почти на 63%. Таким образом, несмотря на все антикризисные меры правительства, пока явного смещения спроса в область автомобилей Made in Russia не наступило. Продажи АвтоВАЗ, к примеру, соответствуют средним по рынку, так что пока завод не может увеличить свою долю.
На фоне всеобщего уныния выделяются мартовские достижения Volkswagen – он единственным из первой двадцатки смог не только не уйти в минус, но показал прибавку в +44%! И это при том, что в марте рынок сжался почти в два раза – на 47%.
«Я могу выразить только свое субъективное мнение, – говорит руководитель продаж компании Major Auto Кирилл Лебедев. – Сейчас продукт Volkswagen на автомобильном рынке стал сильнее. Производители и официальные дилеры достигли этого потому, что вели менее агрессивную ценовую политику. При всех прочих, в принципе одинаковых позициях с конкурентами, низкая цена на модели 2009 года сыграла сейчас свою решающую роль».
Итоги продаж автомобилей в первом квартале 2009 года (первые 10 мест)
* АППГ – аналогичный период прошлого года
Фото: Фото с сайта Visualrian.ru