В чем причина низкого спроса на автомобили? В первую очередь, в отсутствии «дешевых» кредитов. Агентство «Автостат» опубликовало данные исследования рынка автокредитования в начале этого года, согласно которому в начале этого года банки выдали в пять раз меньше денег на покупку автомобиля, чем в пиковом 2008. Так, если тогда ежемесячный объем автокредитования достигал 40-50 миллиардов рублей, то сейчас – порядка 10 миллиардов рублей. И если в прошлом году около половины новых автомобилей продавалось в кредит, то сейчас – лишь 10-15%. Отсюда и двукратное падение продаж, которое предрекают аналитики к середине этого года.
«Спрос на услуги кредитования действительно снизился, – говорит менеджер по кредитованию автосалона «Барс Авто» Елена Антипова. – Но это не потому, что клиенты не хотят, а потому, что не могут себе позволить взять кредит. Процентные ставки увеличились настолько, что теперь потребитель очень серьезно оценивает свои финансовые возможности. 30-40% стали уже неподъемными для клиентов. Крупные концерны находят выход из сложившейся ситуации, они предлагают брать кредиты в собственных банках компаний. Например, GM проводит такую программу по снижению давления на потребителя, старается предложить клиентам наиболее удобный вид кредита, то есть, заинтересован в том, чтобы машины продавались. Ну, а мы надеемся, что падения спроса до нуля все-таки не произойдет».
Причина снижения рынка автокредитов – в осторожности банков. Многие свернули кредитные программы вовсе, некоторые стали предъявлять жесткие требования к заемщикам. Кроме того, из-за инфляции и возросших рисков банки увеличили процентные ставки по автокредитам, которые теперь достигают 40% годовых!
Из-за снижения кредитной активности банков страдают все: и сами банки, и автомобилисты, и производители. Так, о временной остановке производств только за последнюю неделю объявили «АвтоВАЗ», Ford (Всеволжск), Renault (Москва), General Motors (Санкт-Петербург).
«Еще в конце 2008 года многие банки перестраховались: снизили максимальную сумму кредита, повысили ставки и размер первоначального взноса, – говорит директор ООО «Финтайм» Гульшат Фахруллина. – Количество полученных одобрений по автокредитам для клиентов ООО «Финтайм» существенно снизилось. Однако в первых числах апреля один из банков, традиционно выдававших кредиты без официального подтверждения дохода, снизил размер первоначального взноса с 30% до 20% и увеличил максимальную сумму кредита. Вряд ли это можно назвать тенденцией и ожидать, что другие банки последуют примеру. Скорее речь идет о том, что тот банк слишком уж перестраховался в октябре 2008 года, а сейчас привел свои кредитные программы в соответствии с требованиями рынка».
Наверное, поэтому правительство решило внедрить программу субсидированных кредитов со сниженной на 8,7% ставкой. Таким образом, власти надеются стимулировать спрос на продукцию российских автозаводов.
Однако смогут ли субсидированные кредиты вернуть авторынку былую активность – вопрос. Сомнений на этот счет много. Два миллиарда – небольшая сумма по меркам авторынка, поэтому в лучшем случае воспользоваться ей смогут порядка 150 тысяч человек. Для сравнения, прошлогодний объем авторынка превышал это число почти в 20 раз!
«Концерн, который имеет свой собственный банк, сегодня находится в более выигрышном положении по отношению к другим производителям автомобилей, – говорит представитель банка «Мерседес-Бенц Банк Рус» Алсу Сафиуллина. – У нас и сейчас процентная ставка не превышает 14 процентов и есть специальные предложения для покупателей даже за 0% годовых. Это поддерживает постоянный спрос на наши машины, однако снижение активности потребителей налицо. Причем с действиями банка это практически не связано. Работает общая ситуация в стране. Что касается попытки правительства помочь отечественному автомпрому, то какие-то результаты это принесет, не факт что серьезные. Все же два миллиарда потраченных на субсидии, это очень мало. В конце концов, из-за усиления контроля, проверок и отказов банков в выдаче кредита, народ разочаруется в этой программе и спрос на нее исчезнет».
Запуск механизма льготных кредитов постоянно откладывается, и пока банки не готовы к работе с ними. Наконец, список моделей, которые можно купить с правительственной «скидкой», весьма противоречив: например, Ford Focus в него входит только в самой бедной комплектации с мотором 1,4 литра, трехдверным кузовом и почти нулевым оснащением. Таким образом, основная масса «льготных» машин – это продукция «АвтоВАЗа».
Таким образом, ожидать, что нововведения придадут рынку кредитования второе дыхание, стоит едва ли. Разве что подсластят пилюлю.
Фото: Фото с сайта Credit.autonic.ru