Любопытный шаг в сторону либерализации правил дорожного движения сделал кабинет министров Украины, существенно подняв лимиты скорости. Так, разрешенная скорость в городе теперь может достигать 90 км/час, на трассе – 130 км/час.
Заметим, что ограничения подняли не бездумно. Так, в городе разрешено движение со скоростью 70 км/час, но если дорога имеет шесть и более полос (по три в каждом направлении), то разрешается ехать со скоростью 80 км/час, если есть отбойник посередине – 90 км/час. На трассе разрешено движение со скоростью 110 км/час, на автомагистрали – 110 км/час, при проезде вблизи населенного пункта, который отмечен знаком с синим фоном, – 90 км/час. Другими словами, лимит скорости зависит от оснащенности дороги, что выглядит вполне трезвым шагом.
Премьер-министр страны Юлия Тимошенко так обосновала необходимость изменений: «Сложилась странная ситуация: скоростная дорога, ограничение 80-90 км/час, хотя на самом деле в нормальных странах там можно двигаться 120-130 км/час».
Кроме того, кабинет министров запретил устанавливать на междугородних трассах ограничения в 40 км/час за исключением мест, где проводятся ремонтные работы, а также останавливать автомобили для проверки технического состояния.
Вопрос о допустимых лимитах скорости сложен и противоречив. С одной стороны, увеличение скорости существенно увеличивает тяжесть последствий ДТП. С другой, многие полагают, что вероятность ДТП с увеличением лимитов скорости вырастает не так драматично, а ряд исследователей утверждают, что устранение неадекватных лимитов даже снижает частоту ДТП.
Так, в 80-х в ряде американских штатов допустимую скорость подняли с 55 до 65 миль в час (88 и 104 км/час) по причине пренебрежения водителями прежних ограничений. В начале 90-х ученые калифорнийского университета Чарльз Лэйв и Патрик Элиас выпустили отчет, озаглавленный «Спас ли жизни лимит в 65 миль/час?» По их данным, число аварий со смертельным исходом снизилось на 3,4-5,1%, причем ученые исключили из рассмотрения положительный эффект от применения ремней безопасности и влияние ряда экономических факторов. По мнению авторов отчета, водители стали чаще выбирать скоростные трассы вместо более опасных второстепенных дорог, а полиция получила возможность заняться инспекцией дорог, контролем движения в опасных зонах, работой на перекрестках и т.д.
Сторонники повышения лимитов указывают на ряд позитивных следствий: снижается усталость водителя в дальней дороге, снижается мотивация лишний раз нарушать лимиты, возрастает доверие к знакам ограничения скорости. Однако есть и подобных мер ярые противники, которые вполне справедливо указывают на то, что лимиты должны соответствовать качеству дорог, которое в странах бывшего Союза пока крайне нестабильно.
Мы провели экспресс-опрос автомобилистов, и мнения резко разделились. «Для того, чтобы у нас ездить 130 км/час, необходимо построить автобаны, – говорит владелица Hyundai Accent Елена. – Да, в Германии есть безлимитные автобаны, но это очень качественные и безопасные дороги, а на большинстве автобанов стоит ограничение в 130 км/час, на остальных дорогах – еще меньше. И это при том, что качество полотна и оборудования трассы гораздо выше, чем в России или в Украине. А в городе вообще нельзя ничего менять: представляете, какой будет тормозной путь у автомобиля со скорости 80 км/час?»
«Лимиты 90 км/час были введены в СССР еще 30 лет назад, когда все ездили на «ГАЗ-21», «Москвич-412» и «ЗАЗ-956», – говорит Максим Прижевальский. – С тех пор много что изменилось, и прогресс не стоит на месте. На Mercedes S600 150 км/час ехать гораздо безопаснее, чем 90 км/час на «Запорожце». Давайте еще вспомним 20-е годы, когда все на повозках ездили».
«Зачем обсуждать давно свершившийся факт? В России уже 95% людей ездят по трассам 120-130 км/час, – считает Александр. – Штрафы и прочее – это тупиковый путь, и сотрудникам ГИБДД нужно прекратить бороться с ветряными мельницами, а сосредоточить внимание на действительно аварийных участках. Я считаю, что России нужно последовать за Украиной, потому что надоело ехать 120 и нервно всматриваться в дорогу».
«Да они там белены объелись, – высказывается владелец Mitsubishi Lancer Антон. – Не повышать надо, а понижать лимит до 70 км/час за городом. Посмотрите, сколько народу бьется в лобовых столкновениях. Я постоянно езжу по трассе 70 км/час, и чувствую себя уверенно, плюс – не имею проблем с «гаишниками». С такой скорости я всегда успею сделать маневр или остановиться, а те, кто ездит 120-150 км/час, играют в русскую рулетку».
«Кто побывал в щекотливых ситуациях, тот знает цену скорости, – говорит Виталий Анищенко. – Сам был в аварии на скорости 120 км/час, прошло по касательной, пронесло, не виноват. Теперь на трассе всегда пристегиваюсь, внимание в кулак, ночью стараюсь не ездить. И вместо покуривания сигареты в голове прокручиваю ситуации обгона, поведение водителя-дурака и возможность съезда на обочину. Чем выше скорость, тем сложнее избежать неприятностей. Я надеюсь, Россия не последует за Украиной».
«С одной стороны, думаю, по городу до 90 повышать не стоит, т.к. тогда возможно возрастет скорость потока, и автомобилистам, и опытным, и начинающим придется подстраиваться под поток, – говорит менеджер компании «Сириус» Татьяна Каргина. – А в условиях города при таком интенсивном движении это, скорее всего, приведет к увеличению числа аварий, да и последствия на большой скорости бывают гораздо серьезнее. С другой стороны, и сейчас гоняют по городу. Однако их сейчас меньше, наверно, чем будет, если принять такой закон».
«Фактически украинцы закрепили де-юре то, что уже давно есть де-факто: никто по трассам не ездит со скоростью 90, – считает менеджер крупной московской IT-компании Евгений Казанцев. – Эти ограничения устарели, современные автомобили допускают возможность безопасной езды с гораздо более высокими скоростями. Я напомню, что в Германии в большинстве земель вообще нет ограничений скорости на автобанах, а 130 там – рекомендованная скорость для движения по скоростным трассам. Чтобы ликвидировать эту «скоростную» кормушку для инспекторов, я бы сделал такое и в России. Другой вопрос, что в городе ограничения скорости как раз наоборот, нужно сделать более жесткими – 50 или даже 30 км/ч для мест с плотной застройкой. Это позволит хоть как-то спасти несчастных пешеходов. В любом случае ослабление скоростных ограничений не будет для России актуально, пока не появятся нормальные дороги».