Детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец поделилась радостной для себя новостью: Минздрав Татарстана и частные клиники республики поддержали ее инициативу о запрете абортов в коммерческих медучреждениях. Более того, по ее словам, такое решение поддержал лично Рустам Минниханов.
Как рассказала Волынец в своем телеграм-канале, треть частных клиник республики якобы уже убрала из прайса искусственное прерывание беременности.
— Частники не всегда проводят добротные консультации, в результате которых 15 женщин из 100 принимают решение сохранить беременность, также есть вопросы к соблюдению положенной недели тишины, качеству отчетности по абортам. Министр здравоохранения РТ Марсель Миннуллин с первых публичных выступлений ратовал за сокращение количества абортов, проводимых по желанию женщины, — ликует Ирина Волынец.
Теперь она готовит новое обращение на имя главы Минздрава РТ: чтобы частным клиникам, которые вычеркнули из прайса аборты, дали некую компенсацию «посредством возможности предоставления иных услуг».
Портал 116.RU обратился к депутату Госдумы, доктору медицинских наук, заслуженному врачу РТ и в прошлом министру здравоохранения республики Айрату Фаррахову с просьбой оценить инициативу Волынец. По его словам, вопрос непростой и подходить к нему с разбега нельзя. Депутат Госдумы отметил, что Россия проходила этапы от полного запрета искусственного прерывания беременности до полной легализации и самого свободного законодательства в этой части. В первом случае получили вал подпольных абортов и материнскую смертность.
— Еще одна составляющая, и она чрезвычайно важна: понятие «частная клиника», то есть не государственная, — широкое. Сюда относятся клиники Министерства обороны, железнодорожные, другие ведомственные клиники, которые в целом ряде субъектов РФ являются базовыми для граждан. Здесь не должно быть нарушения прав граждан. Право женщины на прерывание беременности прописано сегодня в законе, это очень важно. Законодательно пока ничего не меняется. Ирина Волынец не обладает правом законодательной инициативы. В Госдуме законопроектов об этом нет и не рассматривалось пока. Если клиника по собственной инициативе убирает эту услугу, это дело самой клиники, — отметил Фаррахов.
Говоря с позиции врача, Айрат Фаррахов также подчеркнул, что резкие шаги не нужны. Ситуация в России по числу абортов далеко не самая плачевная: если еще 20 лет назад РФ была лидирующей страной по количеству абортов, то сейчас в число лидеров по этому показателю мы не входим. Значит, такой уж острой необходимости в кардинальных запретах нет.
— Как врач считаю, что резкие шаги не нужны. Снижение числа абортов связано в первую очередь с тем, что у женщин появилась возможность пользоваться контрацептивами, это очень важно. Во-вторых, либеральное законодательство: у нас закреплено законом, что решение принимает только сама женщина, это позволило полностью исключить криминальные аборты. Ну и третья, главная составляющая — аборт аборту рознь. У нас есть они так называемые по желанию женщины, но есть и аборты по медицинским показаниям, и это тоже достаточно большая категория. Например, выявленные уродства плода, изнасилование и противоправные действия в отношении женщины. Очень важно разделять, что к чему относится.
В то же время наш собеседник добавил, что с либерализмом можно и поработать: хорошо бы учитывать не только желание женщины, но и ее семьи.
— То, что женщина решает единолично, даже если она замужем, — это противоречит Семейному кодексу. Всё-таки в семье решения должны приниматься коллегиально. Даже девочки до совершеннолетия точно так же самостоятельно принимают решение об аборте, женская консультация не обязана принимать в расчет позицию родителей, это тоже противоречит Семейному кодексу. В этих случаях законодательство крайне либеральное, и, наверное, есть смысл в этой части поработать.
Отказ от абортов частных клиник — это прогресс или регресс?
Напомним, помимо запрета абортов в частных клиниках, Ирина Волынец продвигала и запрет евгенических абортов. А ранее она предлагала прекратить уже начатый медикаментозный аборт. Гинекологи в этой инициативе усомнились.