Детский омбудсмен Татарстана, она же экс-кандидат в президенты России Ирина Волынец, снова выступила против абортов. В своем телеграм-канале она порассуждала на эту тему.
Волынец пишет, что 27 июня 1936 года было принято постановление о запрете абортов. Без подробностей. Мы изучили этот документы, который, к слову, утратил силу в 1955 году. Итак, в постановлении сказано: аборты делать можно только по медицинским показаниям, склонять женщину избавляться от ребенка нельзя (а то — 2 года тюрьмы), если женщина всё же делает аборт — наказать ее общественным порицанием. А если во второй раз делает — штраф 300 рублей. Это если кратко.
Далее Ирина Волынец приводит цифры. Говорит, в 1940 году (почему именно этот год омбудсмен приводит в качестве примера — непонятно) все смерти от материнства в СССР составили 4000. В том числе женщины умирали во время родов.
— А теперь особое внимание! Запишите и запомните, неуважаемые фанаты абортов: сколько в этом числе криминальных абортов? 1000! А какое население станы было в том, 1940 году? Правильно! 192 миллиона граждан. Речь никогда не шла о запретах по медицинским показаниям матери, а вот евгенические аборты — это чудовищный пережиток фашизма. Что должно с нами произойти, чтобы мы наконец-то прекратили убийства детей до рождения? — пишет омбудсмен.
Евгенические аборты — это прерывание беременности по причине отклонений или недугов зародыша.
Попытаемся разобраться в логике ее повествования. В 1936 году в стране запрещают аборты. Женщины, пишет доктор исторических наук Наталия Лебина, стали обращаться к помощи подпольных врачей. Она называет это «нормой» того времени. Иного выхода у женщин не было, кроме как соглашаться на криминальный аборт, потому как о контрацепции тогда говорить принято не было. Поэтому рост смертности среди женщин и рост криминальных абортов — естественный результат запрета абортов. Кроме того, Лебина пишет, что лишенные возможности обратиться к врачу женщины «часто избавлялись от беременности самыми варварскими способами». Как пишет всё та же Наталья Лебина, в конце 30-х годов прошлого века детоубийства составляли 25% от общего количества всех совершаемых в стране убийств. Младенцев убивали штопальными иглами, топили в уборных и просто выбрасывали на помойку.
Всё это смогла остановить женщина. В середине 50-х годов министр здравоохранения Мария Ковригина заявила: «Советская женщина не может превращаться в существо, которое должно рожать и рожать». Она же громогласно заговорила о женской смертности. По словам Ковригиной, запрет абортов вредит больше, чем помогает. При этом благодаря министру были установлены меры поддержки для беременных.
Повлиял ли запрет абортов положительно на рождаемость в СССР? Нет. Об этом сказано в научной работе «Запрет аборта: освежите вашу память» (Авторы — Вишневский А. Г., Сакевич В. И., Денисов Б. П. 2016 год). Ученые приводят конкретные цифры, которые ясно показывают, что рожать советские женщины чаще не стали. А вот делать аборты подпольно и умирать — да.
Еще один важный момент, который не уточняет Волынец, статистика абортов — вещь своеобразная. Дело в том, что к абортам причисляют и выкидыши. Данных за 1940 год мы не нашли, но решили посмотреть цифры за 2022 год.
Минздрав России отчитывался: за год число прерванных беременностей сократилось на 3,9%. С 411 414 в 2021 году до 395 201 в 2022 году. А теперь, внимание, медицинских абортов по желанию женщины в 2022 году в России было 179 387. Это меньше половины.
А почему Волынец удивляется количеству криминальных абортов в год, когда прерывание беременности было запрещено — мы так и не поняли. Как и при чём тут ее призыв запретить евгенические аборты.
Как считаете, евгенические аборты стоит запретить?
А мы добавим, что детский омбудсмен — давний борец с абортами. Ранее Ирина Волынец предлагала прекратить уже начатый медикаментозный аборт. Правда, гинекологи выступили против таких игр со своим здоровьем.