В редакцию НГС пришло интересное письмо от читательницы Натальи, в котором она поделилась историей своей семьи. Совсем недавно выяснилось, что ее младшая дочь Катя имеет необычное психофизическое состояние, которое называется афантазия. Красивое и непонятное слово обозначает состояние человека, при котором отсутствует воображение, человек не может рисовать в голове зрительные образы, представлять картинку. Наш корреспондент Алена Золотухина познакомилась с Натальей и Катей Васильевыми и попросила их рассказать подробнее, что такое афантазия и как с этим жить.
Кате Васильевой уже 18 лет. Девушка успешно сдала ЕГЭ, набрав в общей сумме 233 балла за экзамены, получила на руки аттестат с отличием и золотую медаль. Для поступления на бюджет ей не хватило всего 4 баллов, но что поделать, так бывает. Сейчас Катя с удовольствием учится в техническом университете на факультете автоматики и вычислительной техники.
Точные науки всегда давались Кате легче, а вот с историей, географией и русским языком были проблемы, сочинения давались с трудом. Мама Кати Наталья говорит, что никогда не давила на дочь и не требовала от нее пятерок, Катя сама решила, что ей нужно учиться на отлично. С первого класса она усиленно занималась английским и сегодня говорит на нем практически свободно, иногда даже думает на английском, читает научные статьи и общается в Интернете со сверстниками из других стран.
До 9-го класса о проблеме Кати семья не догадывалась. ОГЭ (русский, математика и физика) были успешно сданы, учителя отметили способную ученицу и в 10–11-м классах вели ее на золотую медаль. Во время подготовки к ЕГЭ у Кати произошел нервный срыв. Она подошла к маме и сказала, что не может больше заниматься, что у нее перед глазами — чистый лист. Учителя тоже заметили, что показатели девочки упали, и Наталью вызвали в школу на разговор.
— Посовещавшись с завучем, классным руководителем и школьным психологом, мы пришли к выводу, что нам следует обратиться в детский психоневрологический диспансер, что мы и сделали. Кате прописали антидепрессанты, составили расписание лечебных занятий, куда мы ходили вместе. В тот момент мы стали ближе общаться и в разговоре случайно выяснили, что, когда Катя читает книгу, картинку она не видит. Так мы узнали, что существует такое явление, как афантазия, — рассказывает Наталья Васильева.
Врачи объяснили женщине и ее дочери, что афантазия — это не болезнь и не расстройство, а особое врожденное состояние головного мозга, исправить которое во взрослом возрасте уже невозможно — мозг Кати сам адаптировался к ситуации. Если быть более точными, при афантазии нарушаются связи между участками в головном мозге, которые отвечают за визуализацию.
— Когда я спрашивала Катю, почему она не сказала мне об этом, дочь отвечала, что думала, это нормально, у всех так, она не видела проблемы, отсутствие воображения не мешало ей жить, оттого она не заостряла на этом свое и мое внимание, — говорит Наталья.
Узнав о том, что с ней такое, Катя не испытала ни облегчения, ни спокойствия, потому что и раньше не переживала из-за своей особенности. Говорит, ей просто стало понятнее, почему она не могла запомнить, к примеру, географическую карту (ей приходилось заучивать расположение объектов наизусть), почему исторические события не рисовались в ее голове единым целым, а были отдельно вырванными заученными кусками текста из учебника, почему не давалось рисование. Катя срисовывала картинки, а когда рисовала человека и вдруг не понимала, как нарисовать расположение руки, то шла к зеркалу, вставала в нужную позу, делала фото и спокойно шла дорисовывать начатое.
— Моя память — это больше знания, а не зрительные образы. Например, я знаю, как выглядит звезда, но представить ее образ в голове я не могу. Я закрою глаза и глазами проведу образ пятиконечной фигуры, потому что мне это известно, а не потому, что в голове возникла картинка. Афантазия не доставляет мне явных проблем, разве что я не могу запоминать лица людей. У меня нет проблем в том, чтобы узнать человека на улице, если я вижу знакомого, я пойму, кто это. Но стоит отвернуться — описать, как он выглядит, я уже не смогу. Все мои знания и описания людей — то, что я запомнила. Я знаю, что у моей подруги зеленые глаза, потому что я запомнила это, а не потому, что я вспомнила, как она выглядит, — объясняет Катя.
Во время просмотра фильмов в памяти Кати стираются детали образов главных героев или каких-то сцен. Если закрыть глаза, остаточное изображение остается на 2-3 секунды, а дальше — темнота. При этом последовательность сюжета легко остается в памяти. Девушка почти не видит снов или не может их вспомнить. Одно время она даже вела дневник сновидений, но впоследствии поняла, что всё, что говорит вслух, — это ее версия событий, а совсем не тот образ, который ей привиделся. Кате больше нравится слушать музыку.
Катя Васильева не стесняется своей особенности, девушка поделилась своей историей с одноклассниками, несколько новых друзей по университету тоже в курсе.
— С детства Катя очень любила читать, посещала библиотеку каждую неделю. Поэтому у нас даже не возникало мысли, что с ней может быть что-то не так. Ребенок, который не может мысленно представить даже треугольник. Как же трудно ей давались гуманитарные предметы, такие как литература, история... Я бы хотела другим родителям сказать, что дети не всегда учатся плохо, потому что не хотят. Бывает так, что они просто не могут, стараются, но у них не выходит. Обратите внимание, проясните некоторые вопросы, возможно, есть и другие дети с афантазией. Катя такая не одна, — рассуждает Наталья.
Что говорит врач?
Почему у людей бывает афантазия, как часто она встречается и можно ли от нее избавиться, нам рассказал врач-психотерапевт Игорь Лях:
— Мы пока точно не знаем, почему случается афантазия. Есть гипотеза, что это действительно генетическое состояние, но нам пока неизвестно, какие гены за нее отвечают, каким образом она наследуется. Из опыта наблюдения за людьми, которые испытывают разного рода неврологические страдания, можно сделать вывод, что афантазия может приобретаться. Есть косвенное подтверждение того, что афантазия может развиваться как определенное последствие токсических повреждений головного мозга, но эти данные пока еще недостаточно объемные и недостаточно достоверны. Возможно, у части людей на высоком уровне стресса часть нейронов начинает плохо работать. В моей практике были люди, которые при стрессе теряли способность к воображению, потом эта способность восстанавливалась.
Наш мозг достаточно четко и хорошо способен адаптироваться к разного рода дефицитам восприятия. Если мы понимаем, что афантазия — это одно из состояний, при котором недоступна одна из функций головного мозга, но те же самые задачи можно решать с помощью других функций, то мы сделаем очевидный вывод. Часть людей живет с этим состоянием, и так как они замечательно адаптированы, то могут в течение всей своей жизни не знать, что для того, чтобы нарисовать треугольник, человек может его представить, а потом уже изобразить то, что он вообразил. Для них это всегда абстрактно-логическая задача, они решают ее с помощью памяти и каких-то логических действий.
Определить, какое количество людей имеют афантазию в течение всей своей жизни или в каком-то периоде своей жизни, мы, к сожалению, не можем. Возможно, люди, которые страдают постковидным синдромом утраты обоняния, сейчас имеют специфическую обонятельную афантазию. Но с этой точки зрения никто тему всерьез не рассматривал, мы просто знаем, что обоняние по какой-то причине ухудшается. Можно ли назвать постковидное состояние потери обоняния обонятельной афантазией у части людей? Очевидно, да. Им трудно представить запахи, трудно представить, как должен пахнуть тот или иной продукт.