До 1 сентября остались буквально считаные дни. Самое время заняться предстартовой подготовкой к школе. И неважно, в первый класс собирается ваше чадо или в 11-й. Вся разница в том, что старшеклассники более-менее уже научились регулировать свой режим дня, а вот малышня таким навыком похвастаться еще не может. Три месяца летней вольницы заметно расслабляют, и резкий переход к строгому режиму и школьной нагрузке может вызвать только стресс.
Больше всего повезло деткам-жаворонкам. «Дочка встает, когда мы на работу собираемся, – рассказывает папа 8-летней Даши Михаил Волков. – Ребенок у нас жаворонок, так что летом она просыпалась так же рано, как и во время учебы в школе. К тому же она с самого раннего детства приучена к режиму дня и ложится спать не позднее половины десятого. Так что проблем с тем, что в школу нужно будет рано вставать, я думаю, не возникнет».
Юным совам придется гораздо сложнее. «Пока младший сын был крохой, у нас тоже срабатывал режим дня, – рассказывает мама 9-летней Лены и 3-летнего Алексея Ольга Сорокина. – Но этим летом все пошло наперекосяк. Во-первых, в самый пик жары дети весь день отсиживались по домам, причем не только мои, а вообще весь двор, от грудных младенцев до подростков, и только ближе к вечеру выбирались на улицу. О том, чтобы разогнать их всех по домам спать в 9-10 вечера, даже речи не шло. Детям нужно было хоть немного подышать свежим воздухом. Соответственно, сон откладывался на глубокую ночь. Во-вторых, Лешка подрос, и теперь они с сестрой могут «лечь спать» и еще три часа болтать и хихикать в кроватях. Или затеять игру в индейцев и следить из-за угла за родителями. Вдруг те прячут сокровища (конфеты) или кино без них смотрят. Но сейчас уже не до игр. Я потихоньку начинаю восстанавливать нормальный график. Отбой строго в 9-9:30 вечера, подъем в 7 утра. С младшим проще, все равно в садик идти. Нашли выход из ситуации – стала брать дочку с собой в детский сад. Оба утром просыпаются, по дороге в садик я им устраиваю полосу препятствий: подняться и скатиться с горки, пробежать по лабиринту, разогнать на скорость голубей и т.д. До садика идти ровно 15 минут, через два двора с детскими площадками. За это время дети успевают получить небольшой заряд бодрости и окончательно проснуться. Ну а дальше сын в садик, а дочь домой читать книжки или рисовать. Ей предстоят обязательные полтора-два часа интеллектуальной нагрузки. Ведь через неделю ее ожидает то же самое, только в школе, а не дома».
Если с детсадовцами и младшими школьниками можно обойтись одним авторитетом и игрой в режим, то с подростками этот номер не пройдет. 13-16-леткам кажется, что это они придумали этот мир и, соответственно, лучше знают, что и как делать. Ну а режим дня – глупый анахронизм взрослых исключительно для того, чтобы досадить детям. Ну что тут поделать? Становление личности и бушующие гормоны до сих пор никто не смог отменить. Приходится договариваться и убеждать логикой. «Дочь летом укладывается около полуночи, спит до трех-четырех часов дня, пока не истощится терпение родителей, – рассказывает мама 14-летней Маши Яна Ефименко. – В школу она сама себя собирает, иногда опаздывает. Учителя пока не жалуются. Бывает, раз в год позвонят, что сказалась больной и ушла домой. По словам Маши, опаздывают все в классе. Дочка стала очень резкая – не дает влиять, не терпит никакого ни насилия, ни продуманного манипулирования, сама определяет свое бытие. Мы существуем, минимально тревожа друг друга, как два взрослых человека. Я ей ставлю задачу, она ее выполняет, не требуя от меня дополнительных пинков. К примеру, заканчивает четверть без троек, чтобы не расстраивать маму. Для нее это – веская причина».
Самый оптимальный вариант, по мнению психологов и педиатров, даже во время каникул придерживаться обычного «школьного» распорядка дня. Однако для летних каникул это скорее фантастический вариант, чем норма. График в лучшем случае смещается на 3-4 часа в строну активного вечернего времяпрепровождения. Соответственно, и в первые две-три недели учебного года организм автоматически будет продолжать просыпаться ближе к полудню.
«Летом у школьников режим обычно сбивается, и это оправданно, организм отдыхает, – рассказывает детский психолог Вера Серебрякова. – Возвращаться к строгостям учебной жизни лучше постепенно, начиная за неделю – две до школы. Это даст время для адаптации». Также полезно, по мнению психолога, хотя бы неделю до школы устраивать младшеклассникам имитацию занятий. Пусть это будет хотя бы час в день, но ребенку будет намного проще войти в нужный ритм. В первую неделю учебы не следует ждать от ребенка интеллектуальных подвигов или собранности, а вот к стрессу нужно быть морально готовым. Он может проявиться в виде плохого аппетита, нежелания общаться, раздражительности, вспыльчивости, тревожного сна. Ничего страшного в этом нет, просто детскому организму надо дать время приспособиться к другому режиму дня.
Солидарны с детскими психологами и педагоги, и педиатры. «Самое важное для нормальной адаптации к школьным нагрузкам – это, конечно же, режим дня и питания, – говорит педиатр Николай Усков. – Если все лето ребенок всячески нарушал и отдыхал от режима, то хотя бы в конце августа нужно проследить за тем, чтобы питание было сбалансированным, а сон – полноценным и здоровым. Если все лето ребенок ложился спать в 11-12 вечера, то каждый день нужно сокращать это время на 15-30 минут. Сегодня в 23:00, завтра в 22:30-22:45 и так далее». Перед сном врач советует обязательно проветривать детскую, можно включить увлажнитель воздуха – это обеспечит нормальный здоровый сон. А утро начинать с какой-нибудь бодрой мелодии, пусть ребенок сделает зарядку и примет прохладный душ. Первые дни в школе отнимают массу сил и энергии как у первоклашек, так и у старших школьников. Поэтому в качестве поддерживающей меры можно сводить ребенка на массаж, а в выходные устроить вылазку на природу.