Чтобы быть успешным в бодибилдинге, вы должны посвятить себя на 100% тренировкам,
диете и психической подготовке.
Арнольд Шварценеггер
Какими путями в жизнь человека приходит спорт? Что заставляет его ежедневно переступать через себя, превозмогая лень, боль и слабость? Разумеется, однозначного ответа на этот вопрос нет: для кого-то спорт начинается с детской спортивной школы, в которую еще в бессознательном возрасте его привели родители, для кого-то – с примера друзей или знакомых, а кто-то мечтает о славе, о золотых медалях, миллионах поклонников и всеобщей любви и уважении. Для меня спорт начался с жутких подростковых комплексов, связанных с моей извечной худобой и недобором веса. Все заверения родных о том, что стройность есть составляющая часть красоты, мало меня утешали. Постоянные «так он же у вас худенький» в магазинах одежды, «ешь с хлебом – худой, как Кощей» в гостях у родственников или друзей, или извечное, и, пожалуй, самое ненавистное и обидное «тебя же со спины от девочки не отличить» от симпатичных, но не импонирующих мне девушек, приводили меня в отчаяние. Я завидовал не только людям с нормальной, на мой взгляд комплекцией, но и откровенно полным субъектам, думая, что лучше уж быть толстым и массивным, чем иметь конституцию гончей собаки.
Комплексы набирали обороты, неуверенность в себе росла как на дрожжах: я пытался много есть, давясь лишней порцией второго и едва ли не запивая его сгущенкой. Поминая о том, что малоподвижный образ жизни ведет к ожирению, я по целым дням уплетал десерты и валялся на диване перед телевизором, проклиная свою судьбу и генетику. Однако результатов эти гастрономические эксперименты не принесли – в то время я понятия не имел о сложном процессе, именуемом обменом веществ, и не знал, что люди, у которых этот самый обмен протекает достаточно быстро, не имеют склонности к лишнему весу и могут позволить себе практически любые кулинарные изыски, не боясь набрать пару лишних кило. Однако, кто ищет, тот, как правило, находит, и вскоре перед моим унылым взором забрезжил свет надежды.
Свет в конце туннеля
Как-то раз, допоздна засидевшись у телевизора и бесцельно переключая каналы, я наткнулся на передачу, главным героем которой был Арнольд Шварценеггер. Не будучи его горячим поклонником и зная лишь как героя эффектных голливудских боевиков, я уже собирался переключить канал, когда голос за кадром начал вещать о ранней заре карьеры Шварценеггера, дебюте не брутального киноактера, а спортсмена. На экране одно за другим появлялись фото Арнольда разных периодов его жизни, а голос диктора рассказывал о поворотных вехах его биографии. Шварценеггер начал заниматься бодибилдингом в весе, не намного превышающем мой, и за пять лет его масса увеличилась почти вдвое. Причем прямо пропорционально массе, по словам диктора, росли его смелость и уверенность в себе – он совершенно изменился, превратившись из нескладного паренька с впалой грудью в Геракла со стальными мускулами и несгибаемой волей. Словом, в моем случае это был идеальный пример для подражания, этакое беспроигрышное клише, образом и подобием которого я немедленно решил воспользоваться. Той ночью я долго не мог уснуть, представляя себе, как начну тренироваться с железом и как кардинально изменится моя жизнь, в которой не останется и намека на прошлые обиды и комплексы.
Однако параллельно с космическим вдохновением и необыкновенной экзальтацией появились и первые проблемы – о бодибилдинге в ту пору я не знал почти ничего, а браться за дело, которое должно было в корне изменить мою жизнь, не имея теоретической базы, я считал глупостью. Поэтому пришлось подавить бушующий в груди и пока еще слабенькой, но рвущейся в бой, мускулатуре энтузиазм, вооружиться терпением и заняться поиском необходимой литературы. Благо книг по этому виду спорта в магазинах было и есть теперь великое множество. Отталкиваясь от опыта Арнольда Шварценеггера и памятуя, что его тренером был основатель всей империи культуризма канадец Джо Вейдер, я приобрел одну из его книг и отправился домой, как мне тогда казалось, качаться.
Дорогу осилит идущий
Все оказалось не так гладко – в приобретенной книге, помимо тренировок с железом, рассказывалось о множестве нюансов, добиться успеха без которых не представляется возможным. Это правильное и режимное питание, строгая техника выполнения упражнений, обязательные кардионагрузки (тренировки, укрепляющие сердечную мышцу), соблюдение режима дня, добавление в пищу специальных спортивных добавок (протеинов) и даже соблюдение диеты. Немного обескураженный и загруженный таким обилием информации я, тем не менее, вооружился ручкой и записной книжкой, пафосно назвав ее «Дневник тренировок и питания». В нем я составил режима дня, питания, тренировок, зафиксировал свой реальный вес (на ту пору – 60 кг при росте 177 см) и замеры окружностей грудной клетки, рук, ног, талии и шеи. Покончив с этими приготовлениями, я отправился на поиски спортивных снарядов, поскольку в небольшом поселке, в котором я проживал в ту пору, на тренажерный зал не было даже намека. В результате я обзавелся двумя чудовищно-неуклюжими прямоугольными гирями для больших весов (20 кг), одной стальной осью от неопознанного грузовика (она переквалифицировалась в прекрасный гриф), парой разборных гантелей (по 10 кг каждая), одной гантелей весом 12 кг, парой тракторных противовесов (по 20 кг), несколькими ржавыми железяками неопределенной формы, а также отвисшими руками и болью в пояснице, поскольку стаскивать весь этот металлолом мне пришлось со всего поселка самому и гордом одиночестве. Скамью для жима, которая является неотъемлемым атрибутом любого зала, для меня смастерил дед, просто приделав к обычной скамейке пару стоек для штанги. Изделие получилось прочным, но чрезмерно габаритным – втащить его в дом не получилось, и «качалку» пришлось открывать прямо под открытым небом, благо на дворе было лето и погода стояла прекрасная.
Разобравшись со спортинвентарем (из весовых гирь и оси получилась неплохая штанга, которую противовесами можно было «усилить» до 90 кг), я приступил к поиску доступных продуктов, в большом количестве содержавших белок и полезные комплексные углеводы – строительные материалы, необходимые для каждого культуриста. Мои финансовые возможности в то время не позволяли мне каждый день есть куриные грудки, тунца и брокколи, поэтому я остановился на овсяной каше, картофеле, гречневой крупе, яйцах, молоке и твороге, поскольку в деревне эти продукты не являются дефицитом,и достать их можно практически в любом количестве. Кроме того, моих скромных сбережений хватило на покупку трех килограммов протеинового порошка, который из расчетов строгой экономии я потреблял только в дни тренировок (протеинсодержащие добавки употребляются, как правило, ежедневно).
Наконец со всеми приготовлениями было покончено, и мои пальцы впервые сомкнулись вокруг холодного грифа – борьба с комплексами и стереотипами началась. Трудностей на пути было предостаточно: заниматься за неимением крытого помещения зачастую приходилось под дождем, катастрофически не хватало богатой белком пищи, качество и возможности моих снарядов оставляли желать лучшего. Но передо мной всегда стоял образ этакого материального альтер эго – я сам. Сквозь призму пары лет, проведенных в регулярных тренировках, думаю, что этот образ придавал мне сил и был стимулом двигаться дальше. А когда становилось особенно тяжело, я всегда задавал себе несколько вопросов: есть ли смысл останавливаться, когда сделано уже так много? Обладаю ли я достаточной силой волей, чтобы, несмотря на все препоны, продолжать начатое? Вопросы были риторическими: я был настроен на успех и знал, что не сверну с выбранного пути.
Не железом единым
Спустя два с половиной месяца я вернулся к занятиям в университете и в первый же учебный день записался в тренажерный зал. Именно тогда, впервые с момента начала тренировок, я встал на весы, которые показали 70 кг. Эта цифра без всякой связи с нумерологией стала едва ли не моим талисманом – выбранный путь был верным, комплексующий подросток навсегда покинул мое сознание, уступив место сильному и уверенному в себе атлету.
Спустя два года занятий мой вес достиг отметки в 90 кг, и именно тогда, к огромному моему сожалению, мне пришлось оставить бодибилдинг по ряду причин, напрямую со спортом не связанных. Но время, проведенное в тренажерном зале среди звона стальных дисков и зеркальных стен, навсегда поменяло мое мировоззрение, закалило волю и характер, научило стремиться к заветной цели и следовать данным себе обещаниям. Любую ситуацию можно изменить, подстроить ее под себя, сделать такой, какой ее хочется видеть. Достаточно научиться переступать через себя, и вы преодолеете любые трудности, призвав на помощь терпение, мотивацию и уверенность. Это главное, за что я благодарен спорту.
Комментарии специалистов
«Многие люди и по сей день скептически относятся к культуристам, считая «железный» спорт занятием странным и не совсем нормальным, – делится своими наблюдениями фитнес-инструктор Михаил Кондратенков. – Врачи общей практики говорят о вреде употребления протеиновых добавок, зачастую путая их с анаболическими стероидами и гормональными стимуляторами набора массы. Это не имеет под собой абсолютно никаких оснований, и люди, не знакомые с культурой бодибилдинга и при этом авторитетно доказывающие ее абсурдность, могут дезориентировать начинающего спортсмена. Именно поэтому для начала стоит вооружиться хотя бы базовыми теоретическими познаниями, и тренироваться в правильно оборудованном зале под руководством грамотного тренера или инструктора».
«Гиперкомпенсация (от греч. «hyрer» – «сверх» и «cоmрensare» – «возмещать») – особая компенсация, при реализации которой происходит не только избавление от чувства неполноценности, – продолжает тему психолог Анара Байбатырова, – причиной которой могут быть и мнимые недостатки, но и достигается какой–то результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к другим.
На грандиозные успехи человека могут сподвигнуть нерешенные внутриличностные конфликты и глубокие комплексы, и этими успехами человек пытается доказать всем окружающим и, прежде всего, себе, что он не хуже остальных. Иллюстрацией могут послужить биографии многих политиков, актеров и певцов. Но избавляясь от чувства неполноценности, важно помнить, что чрезмерная компенсация может иметь тяжелые негативные последствия».
Алексей АРСЕНЬЕВ