Смысл поговорки «старый, что малый» я для себя уяснила в этот Новый год. Пока я присматривала за двухлетним сынишкой-непоседой, в беду попала моя 82-летняя бабуля. Ей, как и правнуку, на месте не сиделось, и она ушла на кухню за очередным блюдом для новогоднего стола. Через минуту раздался грохот. Бабуля неудачно повернулась и упала. Дело, вроде бы, житейское: помогли ей встать, отвели на диван, осмотрели как могли. Видимых повреждений не было, больше испугались. От переживаний бабушка скоро уснула, и мы окончательно успокоились. Оказалось – рано. Наутро выяснилось, что у нее сильно болит нога, и встать она не может. Анальгетики не помогали, со временем боль только усиливалась. Вызвали скорую. Несколько часов ожидания дались нам непросто, хотя все понимали, что на дворе 1 января, и чудес ждать было бы наивно. Доктор был знающим и самоуверенным: «Упали, да? Ну понятно! Вот смотрите – у нее одна нога стала короче другой, ходить не может – это перелом шейки бедра. Сейчас праздники, операцию никто делать не будет, а вот числа 10 придете к своему терапевту, пусть он выпишет направление на рентген, и готовьтесь к операции. Операция дорогая, ищите деньги. Хотя у вас же онкология в анамнезе, могут и не разрешить операцию». Посоветовав на прощание пить кальций и обезболивающее, доктор ушел.
Вечер первого января мы провели, как в трансе. Вспоминались истории знакомых, у которых был перелом шейки бедра, длительное и неподвижное лежание в больнице, статистика – 20–40% таких переломов заканчиваются летальным исходом. Лихорадочно подсчитывали доходы и думали, где взять деньги на операцию, и вообще «много» – это сколько. Обзвонили тех самых знакомых, у которых был перелом. Услышанное не утешало: месяц неподвижного лежания в больнице, потом три-четыре месяца дома, и только потом постепенное восстановление – костыли, трость и так далее.
Второе и третье января прошло аналогично – звонки, консультации, ахи и вздохи. Вечером четвертого января бабуля заявила, что ей надоело лежать, и встала. С большим трудом и стонами, но встала и, держась за стену, пошла на кухню пить чай. И тут у нас словно мозги включились. Появились вопросы, которые нужно было задать врачу сразу же. Самый первый был такой: если это перелом, и все так критично, то почему бабушку на скорой не отвезли в травматологию?! Даже первого января дежурные травматологии и вообще больницы работают. Если это перелом, то как она смогла бы 10 января пойти к терапевту в обычную поликлинику?! Если это перелом, то каким образом она вообще смогла встать и уж тем более ходить?! Как можно ставить такой диагноз на глазок, без рентгена?! И, наконец, почему, если это перелом, на ногу не была наложена ни шина, ни какая другая фиксация, не было сделано обезболивающего укола?! Каким образом витамины с кальцием и легкий анальгетик могут помочь при переломе?!
Пятое января. Решили ехать в травматологию сами. Я позвонила уточнить, когда и как они работают. Врач сообщил, что вообще-то круглосуточно. Услышав нашу эпопею, сказал, что нужно было приезжать сразу, и очень удивился, что врачи на скорой мало того что не отвезли в больницу, но и не оставили никаких записей и рекомендаций. Посоветовал привозить бабушку не на рентген, а в хирургическое отделение, там ее положат на каталку и отвезут на рентген. На мое замечание, что бабушка уже пытается сама ходить, он сказал, что очень редко, но и так бывает. И тем не менее, если это перелом или хотя бы просто подозрение на перелом, врач был обязан на скорой отвезти больную в стационар. Подтвердить диагноз может только рентгенография. С лечением тоже затягивать нельзя, потому что есть риск появления пролежней, пневмонии и еще массы осложнений.
До хирургии мы, конечно, не доехали. Там нужна была запись от врача скорой помощи, которой у нас не было. Точнее, мы побоялись, что она будет нужна, и заявились сразу в рентген-кабинет. Врач, внимательно рассмотрев снимок сказала, что никакого перелома нет, все кости целы. Есть большая гематома и, по-видимому, сильный ушиб, но перелома и даже маленькой трещинки – нет! Ну, а тут лечение только одно – компресс, чтобы гематома побыстрее прошла, кальций, обезболивающее, легкий комплекс лечебной физкультуры и костыли, чтобы ходить было полегче.
Прошел месяц. Последствия ушиба еще дают о себе знать. Все-таки в 82 года такие потрясения проходят на порядок медленнее, чем в молодости. Но бабушка вполне самостоятельно, хоть и не так бодро как раньше, передвигается и даже забросила свои костыли.
Комментарий специалиста
«Первый симптом перелома шейки бедра – это боль в паховой области, – поясняет врач-травматолог Дмитрий Винницкий. – Боль не резкая, при попытке движения становится сильнее. Также боль может усилиться, если слегка постучать по пятке пострадавшей ноги. Кроме того, при таком переломе нога немного повернута наружу. Лучше всего это заметно по стопе. Также одна нога может стать короче другой на два-четыре сантиметра. При переломе шейки бедра пациент не может поднять пятку с кровати, притом что сгибать-разгибать ногу сможет. При некоторых видах перелома больной даже может ходить, но это, скорее, исключение, чем правило. В любом случае самодиагностикой лучше не заниматься, а сразу вызывать скорую помощь. Если перелом вовремя не диагностировать и больной будет продолжать ходить, то возможны серьезные осложнения. Например, закрытый перелом может перейти в открытый, кости могут сместиться, острые части сломанных костей могут травмировать ткани и сосуды. В качестве первой помощи больного нужно уложить на спину, можно прямо на пол, и сразу же вызвать врача. Ногу нужно оставить в том положении, в котором она есть. Врач при подозрении на перелом шейки бедра однозначно отправит пострадавшего в травматологическое отделение больницы. Лечение переломов шейки бедренной кости может быть консервативным и оперативным. Чаще всего лечение бывает оперативным. Это связано с тем, что до 90% таких переломов случается у пожилых людей. А им нежелательно проводить лечение, связанное с длительным обездвижением, потому что до 40% случаев заканчиваются летальным исходом из-за осложнений длительного постельного режима (гипостатических пневмоний, сердечно-сосудистых расстройств и пролежней). Восстановительный период может длиться от полутора до шести месяцев. После операции больному разрешат ходить сначала с костылями без нагрузки, через два месяца – уже с нагрузкой на больную ногу. И в это время очень важно уделять внимание профилактике пролежней, запоров, пневмоний и сердечно-сосудистых заболеваний. Первые помощники в этом – максимальная двигательная активность, легкие физические упражнения, частое изменение положения ног, массаж и прием лекарств, прописанных врачом».
Мария ЗВЕРЕВА