Беременность и роды – процессы настолько естественные, что мало кто задумывается об их влиянии еще и на психику ребенка. Но данные, полученные учеными при наблюдении за группой беременных женщин, доказали, что основы взаимодействия малыша с окружающим миром закладываются именно во время беременности и под влиянием того, как сама будущая мама относится к своему новому состоянию. Более того, выяснилось, что процесс естественных родов делает ребенка способным дать достойный отпор практически всем внешним трудностям и препятствиям во взрослой жизни. А вот если малыш появился на свет с помощью операции кесарева сечения и не прошел путь, определенный природой, то его способность правильно воспринимать окружающий мир можно легко вернуть в норму простыми действиями акушеров, принимающих роды. И тогда все будет в порядке!
«Недавно я начала ходить на курсы для беременных, – говорит будущая мама Алла. – И занятие, посвященное перинатальным матрицам, запомнилось мне особо. Про то, что характер и талант ребенка закладывается еще во время беременности, я слышала не раз, а вот новость, что еще в утробе закладывается способность будущего малыша решать жизненные проблемы, стала для меня большой неожиданностью».
Перинатальные матрицы – несмотря на сложное название – понятие интересное и нужное. Что это такое, помогут понять психолог перинатального развития Елена Пряхина и акушер-гинеколог Елена Мязина.
Четыре опыта
«Впервые о том, что ребенок неосознанно запоминает опыт своего рождения, заговорили 30 лет назад, – рассказывает акушер-гинеколог Елена Мязина. – Затем был определен термин перинатального, или внутриутробного, воспитания, стали появляться теории о том, что дородовое развитие возможно благодаря физическому и эмоциональному опыту, который ребенок получает «извне», находясь в материнской утробе. Тогда же стали появляться доказательства того, что психическая жизнь плода начинается с зачатия. С тех пор многие специалисты перинатальной психологии придерживаются мнения, что процесс родов является основным в формировании психики и сознания человека. Об этом и говорят перинатальные матрицы».
Согласно теории, ребенок в своем развитии проходит четыре матрицы. Первая – самая длинная. Одни ученые говорят о том, что она формируется с момента зачатия. По версии других последователей этой теории, она формируется с седьмого месяца беременности, когда кора головного мозга уже сформирована, и ребенка можно считать полноценным и воспринимающим информацию, способным видеть и слышать. Вторая матрица – это предродовый период, сам процесс схваток; третья и самая активная – это рождение ребенка, его первый «выход в свет». Четвертая матрица охватывает период первых дней после рождения. Это момент встречи с окружающим миром.
«Матрица – это некий бессознательный опыт, который заложен в нас очень глубоко, ребенок получает его, находясь еще в животике у мамы, – рассказывает психолог перинатального развития Елена Пряхина. – Ребенок, сталкиваясь впоследствии с жизненными трудностями в реальной жизни, их преодолевает неосознанно, уже умея это делать».
При формировании первой матрицы большое значение имеет, желанный это ребенок или нет, нужен он или нет, любим – не любим; немаловажным является и физическое состояние матери: болеет она или нет, не мучает ли ее токсикоз. Речь идет не о первом триместре, когда эти явления считаются нормой и обусловлены гормональными изменениями в организме мамы, а о более поздних сроках, когда такие проявления нежелательны. Второй и третий триместр должны проходить для женщины достаточно спокойно.
Если же она испытывает серьезные нарушения в состоянии здоровья, то с психологической точки зрения можно говорить о неприятии ребенка, своей беременности в целом. Может быть, мама и не осознает этого, не проговаривает нежеланность ребенка словесно, но тем не менее это так. «Нежелание отца иметь ребенка большой роли здесь не играет, – поясняет Елена Пряхина. – Папина любовь может, конечно, улучшить ситуацию, повлияв на маму будущего малыша, но первична в данной ситуации по понятным причинам все-таки мама. Если у нее есть безусловное желание иметь ребенка, если она его любит, если она разговаривает с ним, пытается создать для него все необходимые условия, то внешний социум на кроху никакого влияния не оказывает».
Если у мамы есть какие-то психологические проблемы, то забота и внимание папы, его общение с ребенком станет и для мамы существенной поддержкой. Однако, если вместо этого он будет требовать от нее повышенного внимания к себе, трепать нервы, то это может ухудшить ситуацию. В любом случае именно от мамы зависит то, насколько «долюбленным» будет малыш.
По словам психолога, если будущая мать думает об аборте или не хочет любить ребенка «не того» пола, то во время беременности тоже могут возникнуть проблемы со здоровьем. «Нужно принимать будущего малыша как данность и абсолютную ценность вне зависимости от того, мальчик это или девочка, на кого он будет похож, кем станет в жизни, к кому будет больше привязан – эти и другие вопросы не должны вас волновать, думайте лишь о том, что ребенок желанный и любимый, это придаст ему сил. И тогда все у него в будущем будет хорошо, – рекомендует психолог. – В зависимости от того, насколько радостно и спокойно мать пережила этот период, настолько позитивно сложится первичный опыт ребеночка».
Однако опытные мамы скажут, что даже в этот период спрятаться под защитный колпак от всех проблем и стрессов не удастся. В современном мире их влияния не избежать. Но психологи говорят о том, что беременная женщина должна выходить из них как можно быстрее, их воздействие не должно быть продолжительным. Если вы подверглись воздействию стресса, возьмите себя в руки и срочно выходите из этого состояния. Тогда и ребенок, находящийся внутри вас, приобрет первый опыт о том, что из ситуации стресса можно гибко и быстро выйти.
Если мама хорошо питается, разговаривает с ребенком, наслаждается беременностью, несмотря на все сложности – это позитивная матрица, положительный опыт, который формируется у ребенка. Не общается мама с малышом, не выполняет рекомендаций – негативный опыт. Впоследствии все это позволяет говорить о том, насколько ребенок жизнеспособен, насколько он любит жизнь, насколько он «долюблен», насколько у него высок энергетический потенциал, насколько хорошо развиваются его способности и уверенность в себе.
«Если во время беременности есть ощущение «нелюбви» к своему ребенку, или женщина думала об аборте, то такие дети, вырастая, менее успешны, – сожалеет Елена Пряхина. – На всю жизнь у них остается ощущение нежеланности и ненужности, они считают, что окружающие им что-то должны, постоянно сравнивают себя с окружающими, испытывают чувство зависти. Все потому, что в тот период, когда они питались от материнского организма не только физически, но и эмоционально, им не выдали вот этого позитива, «недопитанные» они такими эмоциями».
В идеале женщина во время беременности для формирования бессознательного успешного опыта ребенка должна быть абсолютно счастлива и спокойна, тогда и малыш в своей жизни будет решать возникающие проблемы легко и просто, но такое, как известно, невозможно.
«Вторая матрица, второй бессознательный опыт ребенка начинает формироваться в процессе предродовых схваток, когда матка сжимается со всех сторон, – продолжает тему акушер-гинеколог Елена Мязина. – Причем ребенок сам становится инициатором своего появления на свет: его надпочечники вырабатывают гормон, который и стимулирует родовую деятельность. Так и получается, что ребенок сам созревает для того, чтобы родиться».
«Если роды происходят путем кесарева сечения, то у деток, появившихся с помощью этого метода, с точки зрения перинатальной психологии что-то остается не сформированным до конца, – считает психолог. – Важно, чтобы малыш сам запустил процесс рождения, важно, чтобы он пережил период начала родов и, как следствие, психологические и физические трудности, связанные с этим процессом. И, родившись, вышел из них победителем».
Эту матрицу называют «матрицей жертвы», когда ребенок ничего не может сделать, он просто переживает довольно сильные изменения привычного окружающего мира. В этот момент, когда кажется, что нет выхода, в момент бессмысленности собственного существования и отсутствия перспектив именно эта безвыходность и определяет его способность, вырабатывает навык пережить стрессовое воздействие в будущей жизни, умение адаптироваться к новым условиям: поход в садик, школу, институт, женитьбе и прочему. Здесь и маме крайне важно вести себя правильно. Позитивная мама, которая хочет передать ребенку положительный опыт преодоления, терпит и принимает боль, не сердится и не сопротивляется ей. Поддерживает ребенка, находится с ним в постоянном контакте, понимая, что и он переживает сейчас довольно непростой период, старается думать о счастье материнства, несмотря на боль, понимает, что это всего лишь маленькая плата за счастье быть мамой. При всей сложности и болезненности ситуации нужно думать о хорошем, советуют психологи, испытывать положительные эмоции, которые через выброс гормонов попадут к ребенку.
Негативный опыт формируется в том случае, когда мама скандалит и истерит, паникует и капризничает, растрачивая силы свои и своего ребенка, вместо того, чтобы сосредоточиться на процессе родов. Третья матрица по времени формирования – самая короткая, но и самая важная: ребенок активно сопротивляется внешним препятствиям, работает головой, плечами. И здесь тоже важно, кто при естественных родах ему помогает: мама или врач. Нужно постаратся и максимально активно помогать своему ребенку родиться самостоятельно.
Психологи придерживаются точки зрения, что при проведении родов путем кесарева сечения дети не получают опыта «самостоятельной победы». Врачи делают ту работу, которую, по сути, должен сделать сам ребенок. Тем мамам, которым не избежать этой операции по медицинским показаниям, тем не менее не следует переживать: опыт третьей матрицы ребенок получить сможет, только маме следует уделить этому особое внимание. Его нужно будет научить преодолевать трудности, может быть, в условиях спортивной секции или чего-то подобного.
Что касается четвертой матрицы, четвертого бессознательного опыта, то его получение также можно компенсировать в течение жизни. Постарайтесь как можно чаще формировать для ребенка ситуацию успеха. Помогайте ему, но не делайте все за него: он вполне может самостоятельно прийти к цели, его нужно только направлять. Тогда этот позитивный опыт, ощущение самостоятельной победы, равноценно тому, что получает ребенок при рождении.
«Четвертая матрица – это первое знакомство с новым миром, – поясняет Елена Пряхина.– Ребенок сталкивается с разностью температур, ярким светом, громкими чужими голосами, переживает внезапную разлуку с привычным материнским телом. Ребенок оказывается как бы не в своем мире, где он новичок, пока – чужой. В этот момент очень важно тактильное воссоединение с мамой, чтобы новорожденный почувствовал, что ему здесь будет хорошо. Выкладывание малыша на мамин животик, ее принятие ребенка, ее дыхание, тепло ее тела, к которому он привык – эти вещи просто необходимы».
Несмотря на то, что перинатальные матрицы – понятие еще довольно молодое, и тем не менее многие перинатальные психологи поддерживают такой подход к материнству, когда считается, что крошка хлеба – уже сам хлеб, что психическое развитие ребенка начинается с первой клетки. Перинатальные матрицы – это еще один довод в пользу того, чтобы помочь своему ребенку во время беременности и родов заботиться о нем с самого начала, чтобы там, в будущем, во взрослой жизни он был успешным и любимым.
Фото: Фото с сайта Prazdnik.by