Город Керамические трубы из Шотландии и паровые насосы: репортаж со старейшего водозабора Казани, который построил купец в XIX веке

Керамические трубы из Шотландии и паровые насосы: репортаж со старейшего водозабора Казани, который построил купец в XIX веке

Она работает до сих пор

Слева — старое здание насосной станции, справа — резервуар

Водоснабжение в Казани появилось только в конце XIX века. Водозабор построили в поселке Аки, который тогда был за городом. Никакого электричества и умных систем: во времена империи водоснабжение работало за счет паровых котлов, керамических труб и разности высот. Корреспондент 116.RU посетил старейший в Казани водозабор, который сейчас считается режимным объектом. И показал то, что можно показать.

Услышав слово «водоснабжение», мы думаем про кран с водой, душ и мытье посуды. Но в XIX веке (и до него) «водоснабжение» было не про быт и удобства, а про выживание города. Казань перенесла несколько крупных пожаров и практически сгорала дотла. То и дело возникали эпидемии с большой смертностью. Эти печальные события заставили городскую думу задуматься над тем, чтобы провести воду в Казань.

В качестве источника выбрали Пановские ключи, которые находились в 25 км от города. В 1892 году власти заключили контракт с купцом Петром Губониным. Через 2 года первую в Казани сеть привели в действие. Работало это так: вода от Пановских ключей за счет разности высоты сама поступала на Акинскую водоподъемную станцию. Там поршневые насосы перекачивали воду из резервуара на Акинской возвышенности в город и в резервуар Арского водопроводного узла. Кстати, первые насосы работали на паровой тяге, а трубы были керамическими.

— Вода из родников Пановки, Эстачи, Белянкино по керамическим трубам — они остались до наших дней, их можно найти в оврагах — поступала в резервуар. Эти керамические трубы изготовлены из шамотной глины в Шотландии, Глазго, — рассказал наш гид — заместитель начальника управления водозаборных сооружений МУП «Водоканал» Сергей Акимов.

Часть керамической трубы
Керамическая труба изнутри
Так выглядела буровая скважина

Губонин обещал предоставлять воду бесплатно во время пожаров и эпидемий. А еще — безвозмездно наливать в кружки прохожих, за доплату ведра могли довезти до дома. Проверить добропорядочность предпринимателя в полной мере не удалось, он владел водопроводным хозяйством всего 4 года, а затем передал всё Казанской городской управе.

Такими монетами расплачивались за воду

Старейший водозабор всё еще работает в поселке Аки (сейчас это Советский район Казани). И, помимо Аки, обслуживает жилые массивы Дербышки, Киндери, Нагорный, Сосновка и часть Константиновки.

— Вот эта скважина за час поднимает 15 бассейнов, или 70 кубометров, — привел данные Акимов.

Современный насос

В старой части водозабора видим двухэтажное кирпичное розовое здание, которое привычнее было бы встретить в центре Казани. Это насосная станция. Она сохранилась с 1892–1894 годов. На фасаде виднеются боевые «шрамы». По словам Акимова, здание получило их во время захвата белогвардейцами. В годы Гражданской войны важный объект хотели уничтожить, чтобы лишить город воды.

Насосная станция, построенная в 1890-х
Между шестым и седьмым кирпичами видна выбоина

Внутри исторического полупустого здания — какие-то трубы, емкости и (неожиданно) карта Татарстана 1994 года. Но это единственная гостья из будущего, всё остальное сохранилось со времен Александра II. Здание пронизывают несколько черных цилиндров: это печи-голландки. Но главный экспонат главный экспонат — те самые «какие-то трубы, емкости». На самом деле это часть напорного трубопровода, который передавал воду жителям. А емкость позади него — ресивер, который собирал пар от котлов и подавал его в поршни насосов. Да, поначалу насосы работали на паровой тяге.

Станция внутри
На переднем плане — трубопровод XIX века, на заднем — ресивер
Печь-голландка
Карта Татарстана 1994 года

Жар в помещении от котлов и голландок стоял такой, что пришлось сделать дырку в стене. Вот такая вентиляция. На фасаде станции до сих пор видно заделанное кирпичом отверстие.

Заделанная вентиляция

На втором этаже находились помещения для слесарей, машинистов, обслуживающего персонала. В XIX веке водопроводная сеть Казани насчитывала 3,6 тысячи метров. Сейчас город опутывают более 360 км труб.

К старинному дому пристроена современная станция. Снимать работающий насос категорически запрещено, так что опишу лишь свои ощущения: в ушах гудит, под ногами дрожит. В тамбуре сидит дежурная, на ее тумбочке лежат желтые наушники. Оказалось, что их обязательно нужно носить в помещении с насосами — требование Роспотребнадзора.

Рядом со станцией сохранился сруб 1901 года, в котором находилась скважина. Сама она «погибла», но в домике всё еще можно посмотреть на часть парового привода. Во дворе станции стоит резервуар. Он тоже уже не используется, хотя в нем есть вода. Как объяснил Акимов, это грунтовые воды, которые заполняют резервуар из-за его негерметичности.

Сруб со скважиной 1901 года постройки
Часть парового привода
Старый резервуар
Старый резервуар

Сейчас водозабор считается режимным объектом, так что снимать можно не всё. Да и попасть сюда может не каждый. С территории водозабора экскурсанты уходили под лай собак и дождь, который гнал нас к автобусам.

Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Без грязи, попрошаек и назойливых продавцов. Туристка влюбилась в Бруней после нескольких дней отдыха — почему
Анонимное мнение
Мнение
«Учебник практически не открывал». Школьник рассказал о том, как год учился на дому
Анонимное мнение
Мнение
Спела с Тимберлейком и исполнила мечту мужа: как россиянка отдохнула в Амстердаме
Анонимное мнение
Мнение
«Скажи им, пусть горят в аду»: казанский оператор поддержки — откровенно о хамстве клиентов и их чувстве безнаказанности
Ильгиз Шарифзянов
Журналист 116.RU
Мнение
«Впечатляет бессмысленность этих усилий». Автожурналист — о крахе рынка электромобилей в России
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Рекомендуем
Объявления