Город Погибшие в спецоперации татарстанцы эксклюзив «А, вы же «Вагнер», вам ничего не положено». Как родные погибших бойцов ЧВК из Татарстана борются за выплаты

«А, вы же «Вагнер», вам ничего не положено». Как родные погибших бойцов ЧВК из Татарстана борются за выплаты

Они просят, чтобы к ним относились так же, как и к семьям погибших контрактников и добровольцев

Как сообщают родственницы погибших бойцов ЧВК «Вагнер», более 400 семей из Татарстана остались без мужей, сыновей или братьев

«Наши сыновья, мужья, братья отдавали свои жизни, освобождая Бахмут, Соледар, Клещеевку и другие города. Чем они отличаются от других участников СВО?!» — таким вопросом задаются матери, жены и сестры погибших бойцов ЧВК «Вагнер» из Татарстана. Более полутора лет они пытаются уравнять отношение к погибшим бойцам частной военной компании и к тем, кто ушел на СВО по контракту или добровольцем.

Несправедливость, как говорят наши собеседницы, заключается в том, что родные погибших вагнеровцев не получают региональные выплаты, к ним относятся пренебрежительно и «пинают» от одного ведомства в другое.

Журналист 116.RU пообщался с родственницами погибших бойцов «Вагнера» из Татарстана. У каждой из них — своя история и свои переживания. Связывает всех наших собеседниц одно — желание добиться справедливости от местных властей.

«Участвуйте все, погибайте, кто хочет, а выплаты — только тем, кто прописан в указах»

Эта табличка есть на стенах школы, в которой учился погибший боец ЧВК «Вагнер»

Одна из наших героинь, Рамзия, похоронила своего сына в июне прошлого года. Руслан не дожил до своего 33-го дня рождения буквально месяц. До смерти он, как рассказывает наша героиня, всегда вел активный образ жизни, тренировался и участвовал в различных соревнованиях по мини-футболу. Несмотря на это, парня не взяли в армию — у него обнаружили искривление позвоночника.

По этой же причине Руслана не призвали на СВО во времена частичной мобилизации. Парень с самого начала специальной операции хотел участвовать в ней. Однако, как рассказывает Рамзия, добровольцем от Минобороны он не хотел идти, поэтому для себя принял решение — вступить в ЧВК «Вагнер». Важно сделать ремарку, что Руслан ни разу не был судим.

— Не знаю, может, пропаганда вагнеровская была, поэтому он захотел именно в «Вагнер» пойти... Может быть, было больше поддержки. Он особо не говорил об этом (о желании пойти на СВО и вступить в ряды «Вагнера». — Прим. ред.), потому что знал мою реакцию, что это военная операция всё-таки, что там всякое может случиться, — объясняет Рамзия.

Когда в сентябре 2022 года Руслан говорил о том, что хочет пойти на СВО, матери удалось его отговорить. Как оказалось, несмотря на убеждения Рамзии, боец втайне проходил подготовку, а в конце марта 2023 года и вовсе заявил, что вступил в ЧВК «Вагнер». Наша героиня рассказывает, что в тот момент уговоры уже были бесполезны, тем более что у парня уже были билеты на руках и он прикупил для себя экипировку.

— Он мне так и не сказал, что на Украину поехал. Когда мы разговаривали, он просто сказал, что была усиленная подготовка и что не все ее прошли. Когда позвонил, у него голос простуженный был. Он, конечно, был довольный, говорил: «Мам, я прошел подготовку». Я у него спросила, куда он дальше? Он сказал: «Знаешь, я на учебу». А на самом деле они уже со всей своей группой поехали на Украину. Он мне сразу сказал, что долгое время на связь не будет выходить. Сказал: «Не волнуйся», — с дрожью в голосе и со слезами на глазах вспоминает Рамзия.

Это был последний разговор между матерью и сыном. В июне прошлого года нашей собеседнице сообщили, что ее сын погиб. Во время боевых действий в его голову прилетел осколок от минометного обстрела. Руслана посмертно наградили орденом Мужества, также бойцу присвоили медаль «Золотая звезда». Награды были, а выплаты — нет, по словам матери погибшего. И это она считает несправедливым.

— Единственное, о чем мы просим — чтобы вписали в региональный указ наших мальчишек, сыновей, мужей. Чтобы добавили вот эту строчку, что семьи погибших бойцов «Вагнера» тоже могли получать выплаты. Просто получается так — участвуйте все, погибайте, кто хочет, а выплаты давайте вот так вот выдавать: только тем, кто прописан в этих указах, но это же неправильно? — вопрошает Рамзия.

«Знаете, как нас пинали, как оскорбляли в первое время?»

С такой же проблемой столкнулись и другие родственницы погибших бойцов «Вагнера». К примеру, Марина (по желанию нашей героини имя изменено) потеряла своего мужа в январе прошлого года. Ранее мы уже рассказывали, что Ильгиз (имя также изменено) отбывал наказание в исправительной колонии в одном из татарстанских городов. В сентябре 2022 года представители «Вагнера» приехали в колонию, чтобы завербовать заключенных. Муж нашей собеседницы оказался в списках. Уже в октябре Ильгиза забрали на СВО в составе ЧВК.

— Муж 10 октября что ли был помилован. Да у него срока-то оставалось, в январе мог освободиться. Он туда пошел вообще, потому что всегда, еще лет 10 назад, он часто друзьям говорил о том, что хотел бы повоевать. Это прям его было, он любил фильмы о войне, много читал. Он очень умный был, и поэтому, когда его позвали, он пошел, не задумываясь. У него даже мысли не было, что он не вернется. Они туда уезжали не погибать, — рассказывает Марина.

В последний раз Марина разговаривала с мужем в октябре 2022 года. А в январе 2023-го женщина уже обратилась в нашу редакцию с попыткой найти своего мужа или узнать хоть какую-то информацию о его местоположении. Как оказалось, Ильгиз погиб «при исполнении воинского долга», оставив свою жену с двумя детьми. Один из них на тот момент еще даже не появился на свет.

— Второй сын родился уже спустя два месяца после того, как мы мужа похоронили. А у первого ребенка день рождения в день гибели отца. Так и записали, — говорит наша собеседница.

Сейчас Марина, как и другие родственницы погибших бойцов «Вагнера», пытается достучаться до местных властей, чтобы условия стали равными для всех участников СВО. Единственная помощь, рассказывает наша героиня, которая поступает родным умерших вагнеровцев — доплата тем, у кого есть дети, в размере 704 рублей и скидка на ЖКУ 50%.

— Я ни на кого уже не возлагаю надежды. Просто хочется добиться справедливости. Мне уже от них ничего не надо.. Вы знаете, сколько мы все наслушались от них? Не только я, все родные. Знаете, как нас пинали, как оскорбляли в первое время? Что нам только ни говорили... Это сейчас мы сильнее стали. А до этого, в первое время, это было вообще ужасно, — сетует наша собеседница.

Как указывает Марина, она вместе с другими матерями, женами и сестрами погибших бойцов регулярно обращается и к главе Татарстана, и в кабмин республики. Ответы, как говорит женщина, одни и те же: участникам СВО от ЧВК «Вагнер» выплаты не полагаются.

— Когда приходила куда-то, мне говорили: «А, вы же «Вагнер», вам ничего не положено. Я тогда еще беременная была и 5 часов без остановки плакала от обиды за мужа, — вспоминает Марина.

При этом наша героиня отмечает, что ни у кого нет какого-либо материального интереса в этом вопросе, это просто дело принципа.

— Мы считаем, что наши тоже герои. Мы считаем, что их отправили в самое пекло... Вы видели вообще видео Пригожина, что он говорил, когда в колонию приезжал? 20% погибнет, 80% вернется назад, а по факту как получилось? Получилось наоборот. Материального интереса нет ни у кого. Мы привыкли жить так, все работают. Ни у кого нет такого, мол, я вот это куплю, я сюда поеду, мне нужны эти деньги. Просто это уже дело принципа то, что наших не признают, — поясняет Марина.

«Нет разделения на контрактников, мобилизованных или сотрудников ЧВК»

Фонд «Защитники Отечества» — одна из организаций, которая занимается помощью семьям погибших в СВО бойцов

Каждая из наших героинь говорит: помощь есть, но она касается только социальной сферы. Исполком Казани на праздники дарит подарки, детей приглашают в кино или в театр от фондов. Но, как говорят родные погибших, этой помощи всё же не хватает.

— У деток в школе бесплатное питание у всех. В этом плане не обделяют. А в остальном государство нас всех забыло. Особенно Татарстан. Раз в два месяца меняют этот указ о региональных выплатах, всех туда вписывают, то одну категорию, то вторую. Только не вагнеровцев, — говорят наши собеседницы.

Региональные выплаты родственникам погибших бойцов от ЧВК «Вагнер» выдаются сейчас в нескольких субъектах России, в том числе в республиках Тыва, Коми, Марий Эл, Хакасии и во Владимирской области. Мы решили узнать, а планируют ли в Татарстане выплачивать деньги родным умерших участников СВО от частной военной компании?

В первую очередь мы обратились в татарстанский филиал фонда «Защитники Отечества», основная задача которого — сопровождение членов семей погибших бойцов. В организации не сказали про то, планируют ли они ввести региональные выплаты в Татарстане. Вместо этого в фонде сообщили, какая поддержка поступает членам семей погибших участников СВО.

— В фонде нет разделения на контрактников, мобилизованных или сотрудников частных военных кампаний. На персональное сопровождение мы берем всех уволенных участников специальной военной операции и семей погибших бойцов. За бойцами и семьями погибших сотрудников ЧВК «Вагнер» также закрепляется персональный социальный координатор, — сообщили нам в фонде.

Также в организации объясняют, что их сотрудники помогают семьям погибших бойцов «Вагнера» в том, чтобы они получили все меры социальной поддержки. Помогают в получении медицинской и социальной реабилитации, в том числе — с психологической и юридической помощью.

— Социальный координатор вовлекает всех своих подопечных в занятия спортом, паралимпийское движение, культурные мероприятия. Кроме того, через фонд бойцы ЧВК подают документы на оформление удостоверения ветерана боевых действий. Мы в своих стенах создаем торжественную обстановку. Мы стараемся сделать всё, чтобы ветераны и семьи павших защитников чувствовали нашу заботу, — говорится в сообщении фонда.

«Это всё незаконные формирования»

Мы также обрались к юристам, чтобы узнать, могут ли вообще на что-то рассчитывать семьи погибших бойцов ЧВК «Вагнер». Как журналисту 116.RU объяснил военный юрист, который пожелал сохранить анонимность, на выплаты от государства не может претендовать ни одна частная военная компания.

— На законодательном уровне не существует никаких ЧВК. Это всё незаконные формирования, которые оказывают содействие Министерству обороны. Поэтому их статус никак законодательно не урегулирован, никаких выплат от государства им не положено, — пояснил наш собеседник.

Также юрист указал, что обращаться по вопросам выплат стоит не к властям, а к кураторам ЧВК, потому что никакие региональные или федеральные компенсации родственникам погибших бойцов «Вагнера» просто не положены.

— Если глава Татарстана назначит какую-то выплату — ну это его право, но он не обязан. Поэтому что делать? Для начала на законодательном уровне признать, что существуют частные военные компании. Нужно из Уголовного кодекса убрать статью «Наемничество» — и пожалуйста, тогда уже можно законодательно урегулировать все эти выплаты, приравнять их к контрактникам или добровольцам, — объяснил эксперт.

Статья 359 УК РФ «Наемничество» предусматривает наказание за наем, вербовку, обучение и финансирование наемника для участия в военных конфликтах за материальное вознаграждение. Карается лишением свободы вплоть до 20 лет, а также штрафом до 500 тысяч рублей.


Юрист Военной коллеги адвокатов Павел Малютин так же, как и его коллега, подчеркнул: региональные выплаты полагаются только членам семей погибших военнослужащих, которые призываются через пункт отбора, либо тех, кто был мобилизован от региона. Юрист отметил, что сейчас есть несколько путей, по которым есть шанс добиться выплат.

— Схема простая — необходимо обратиться с официальным заявлением о том, чтобы эти выплаты были осуществлены. Эти выплаты, в зависимости от региона, всегда выплачиваются через военный комиссариат. Необходимо обратиться родственникам в этот орган с заявлением о выплате и, получив отказ, если таковой будет, обращаться в суд. Другого пути, к сожалению, нет, — объяснил Малютин.

Наш собеседник подметил, что можно попробовать обратиться и в органы исполнительной власти.

— Всякое бывает. В любом случае лучше что-то делать, чем ничего не делать вообще, потому что ничего не делать — ничего и не изменится. Поэтому, так или иначе, дополнительно написать обращение, конечно, стоит. Может быть, обратят внимание и поспособствуют решению этого вопроса.

Редакция 116.RU направила официальные запросы в Минобороны России и в Министерство социальной защиты Татарстана для уточнения информации о том, планируется ли введение региональных выплат семьям погибших бойцов ЧВК «Вагнер». В случае ответа мы разместим его в отдельном материале.

Напомним, ранее мы рассказывали историю казанца Ильдара Акбулатова, который ушел в ЧВК «Вагнер» из колонии строгого режима осенью 2022 года. Еще в 2009-ом году бойцу предъявили обвинение в убийстве двух и более лиц, совершенном из корыстных побуждений. Отсидев за решеткой больше половины положенного ему срока — 13,5 лет, Акбулатов вступил в ряды частной военной компании. Подписал контракт по простой причине — хотел защищать Родину. Тем более, что у Ильдара практически все в семье военные.

В результате боевых действий Акбулатов получил сильное ранение в ногу, поэтому его служба прекратилась. Сейчас Ильдар — один из основателей благотворительного фонда помощи тем, кто находится на СВО.

Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY5
Удивление
SURPRISED3
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
Отношение к русским, цены на жилье и тоска по дому: российский инженер перебрался в Барселону — как ему там живется?
Анонимное мнение
Мнение
Без грязи, попрошаек и назойливых продавцов. Туристка влюбилась в Бруней после нескольких дней отдыха — почему
Анонимное мнение
Мнение
«Ведут себя как животные»: студентка объяснила, почему носит оверсайз и боится быть красивой
Анонимное мнение
Мнение
«Впечатляет бессмысленность этих усилий». Автожурналист — о крахе рынка электромобилей в России
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
«Скажи им, пусть горят в аду»: казанский оператор поддержки — откровенно о хамстве клиентов и их чувстве безнаказанности
Ильгиз Шарифзянов
Журналист 116.RU
Рекомендуем
Объявления