В Многофункциональных центрах Казани очереди. Местные жители стоят по полтора часа, чтобы отказаться от сбора биометрии. За последние пять дней с таким вопросом обратились 18 тысяч татарстанцев. Журналисты 116.RU тоже отправились в казанские МФЦ, поговорили с людьми в очередях и разобрались, что происходит.
«Нас кто-то оккупировал? А вы поинтересуйтесь»
Шесть вечера. Длинное серебристое здание на Чистопольской с огромными офисными окнами. Посередине — надпись «Мои документы». Поднимаешься на второй этаж и утыкаешься в толпу. Она вытянулась вдоль стены до терминала, печатающего талоны на прием.
— Вы за чем стоите? — спрашиваю курчавую девушку в кожаной куртке.
— На отказ от биометрии. Наверное, все за этим пришли.
— А зачем вам это нужно?
На этом общение обрывается. Девушка смущается, говорит о «своих личных причинах».
— Талонов нет, вообще ни на что нет! Можно прийти завтра с семи утра. С обеда у нас каждый раз такой ажиотаж, — объявляет громко сотрудница МФЦ. Через несколько минут она поясняет, что в очереди на оформление документов стоят 65 человек.
Люди всё равно подходят к терминалу. Тыкают в неактивные пункты меню. В двух шагах от экрана стоит мужчина с короткими седыми волосами. С ушей свисают проводные наушники. Мужчину зовут Сергеем, он работает промышленным альпинистом. После трудового дня он тоже решил добежать до МФЦ и написать отказ от сбора биометрии.
— Не доверяю ни банкам, ни всем этим системам, — говорит Сергей.
— Вы о государстве?
— Государство, банки… Какая разница.
Мужчина говорит тихо, не вынимая наушников. Фразы растворяются в гуле, царящем в отделении МФЦ.
— … Они даже в Сибирь ссылать не будут... Сразу на тот свет… Будет как в Индии во время оккупации.
— Почему в Индии? Нас что, кто-то оккупировал?
— А вы не знаете?
— Нет.
— Ну вы поинтересуйтесь, — многозначительно говорит Сергей.
«Меня государство как защищает?»
За стеклянной перегородкой отделения МФЦ огромный зал с черными столбами и пронумерованными столами сотрудников. На диванах ждут очереди успевшие взять талон граждане.
— Мне сказали: «Надо». Народ говорит: «Надо». Поэтому здесь, — говорит лысый пенсионер в бордовом свитере. Он час ждет в МФЦ, чтобы написать отказ от биометрии.
По этой же причине в отделении МФЦ собралось немало мужчин и женщин. На небрежный взгляд корреспондента, каждый третий или четвертый посетитель здесь ради этого.
— Я однозначно могу сказать, что отказываться надо. Почему? Потому что в стране столько мошенников… А технологии такие, что можно сымитировать любой голос. Всё что угодно. Но главное — голос. Зачем я должна рисковать?
Так рассуждает пенсионерка по имени Людмила в темной кепке с надписью ARMANI. Она поясняет, что в МФЦ пришла не из-за биометрии, пока-что. Приема она ждет уже полтора часа.
— Знаете, вся наша жизнь — собирать справки. Мне есть что вспомнить. Я выросла в СССР. У нас была надежность. У нас была защита. Мы чувствовали государство. А сейчас у меня периодически возникает вопрос, меня государство как защищает? Я не понимаю.
Людмила вдруг вспоминает, что Татарстан — это республика, которая имеет свой политический вес. Советует руководителям быть «пожестче в плане своего народа», но «не в противовес общей политики». В это время на табло вспыхивает номер ее талона и мы прощаемся.
Что происходит?
Толпы штурмуют отделения МФЦ по всей стране. Очереди из противников сбора биометрии фиксируют в Татарстане, на Кубани, в Ростовской, Новосибирской и других областях. Причин у ажиотажа две.
Первое. Государство создало Единую биометрическую систему (ЕБС). Согласно федеральному закону 572-ФЗ от 29 декабря 2022 году, все российские банки во второй половине 2023 года должны передать в нее все биометрические данные, которые раньше оставляли их клиенты. Речь идет о снимках лица, записях голоса, отпечатках пальцев. По ним электронные системы распознают человека. Оповещение о передаче данных в ЕБС, например, стал летом рассылать Сбер.
Другой причиной ажиотажа стал разлетевшийся по соцсетям слух, что якобы с 1 сентября от сбора биометрии уже нельзя будет отказаться.
— Написать такой отказ гражданин может в любой момент. Законодательством не установлен срок, ограничивающий такое право. Он также может передумать и отозвать отказ, — разъяснила директор МФЦ в Татарстане Ленара Музафарова.
Также она пояснила, что если гражданин не давал своего письменного соглашения на обработку его биометрических данных банку или коммерческой фирме, то этих данных не может быть в базе Единой биометрической системы.
Для тех, кого слова директора татарстанского МФЦ не убедили, мы подготовили инструкцию, что нужно делать, чтобы отказаться от сбора биометрических данных.