Казанский урбанист Дмитрий Сагдеев в своем телеграм-канале возмутился тем, как в городе называют улицы. В пример он привел будущую новую улицу Кызыл Ромашка, которая названа в честь одного из стихотворений татарского поэта Мусы Джалиля. Журналист 116.RU решил поинтересоваться у Сагдеева, масштабная ли это проблема для города, когда улицам присваивают на первый взгляд непонятные названия.
— Это больная лично для меня тема. Я не понимаю, по каким принципам у нас, в Казани, работает топонимическая комиссия. То есть по каким критериям у нас выбирают улицы, которые будут называться в честь известных людей, а по каким критериям присваивают улицам просто красивые названия, например Цветочная, — сетует Сагдеев.
Он говорит, что мэрия города недавно опубликовала довольно большое количество постановлений о наименовании новых улиц, и все они находятся в районах, где создаются частные секторы. Они будут, например, в поселке Салмачи, Нагорном и районе Матюшинского тракта. В двух последних поселках новые улицы получили имена в честь разных выдающихся людей. Одна из улиц будет носить имя известного в Казани хирурга Владимира Муравьева.
— Подчеркну, что эти улицы находятся в коттеджных поселках. Как правило, коттеджный поселок подразумевает закрытую частную территорию только для жителей и их гостей. И, скорее всего, туда вряд ли будут попадать люди, которые будут интересоваться, в честь кого улица названа. Обычно мне казалось, что улицы в честь людей должны называться в районах плотной многоэтажной застройки, где часто будут гулять люди и интересоваться, в честь кого названа улица, — объясняет свою позицию урбанист.
Сагдеев опять отсылает к сборнику документов, опубликованного мэрией. Наш собеседник говорит, что в списке довольно много значимых для города людей, например татарская поэтесса Лена Шагирзян, доктор филологических наук Диляра Тумашева, замминистра здравоохранения РТ, врач Татьяна Емелина, герой СССР Михаил Родных. То есть именно в честь этих людей назвали улицы где-то в частном секторе.
— При этом у нас в районах многоэтажной застройки улицы называют какими-то красивыми названиями. Например, в микрорайоне М-14, который находится не так далеко от РКБ, назвали улицу Белые Росы. Вот казалось бы, микрорайон находится у самой крупной больницы, он еще будет застраиваться, там будут формироваться новые улицы, и почему бы не назвать эти улицы в честь знаменитых медиков, той же Татьяны Емелиной и Владимира Муравьева. Это было бы в тему и логично, но нет, — возмущается наш собеседник.
В пример он привел и другой микрорайон города, который активно застраивается, — это Станция Спортивная. Первая улица там получила название «Ярышлар» (переводится с татарского как соревнования). Урбанист шутит, что это типичное поселковое название.
— Название красивое, пусть будет, но почему оно используется в большом микрорайоне — непонятно. Или взять тот же Салават Купере, где две улицы будут названы «Зилантовская» и «Тансык» (переводится как долгожданный). Это странно, почему не называют улицы в честь людей? Тем более другие улицы стали называть в честь деятелей культуры, в честь Альфии Авзаловой, Ильхама Шакирова, но почему-то две улицы получили такое странное название. Там ведь гораздо большое количество людей сможет сохранить память об этих людях, — говорит Сагдеев.
Эксперт отмечает, что в этих микрорайонах можно повесить мемориальную табличку и люди будут знать, чьим именем улица названа. Но ему непонятно, как можно называть улицу в частном секторе в честь выдающегося человека. Сагдеев уверен, что вряд ли кто-то из владельцев частных домов согласится у себя повесить мемориальную табличку, чтобы люди узнали, кем был этот человек.
— Это довольно частая практика. Судя по всему, улицы у нас называются наобум, нет никакой привязки к местности. По ощущениям, перед тем как назвать улицу, люди вращают барабан и куда стрелочка попадет, так и будет названа улица, — возмущает урбанист.
Кроме этого, он недоволен тем, что самое странное название улиц в Казани было применено в элитном коттеджном поселке «Примавера». Сагдеев обращает внимание на то, что это закрытый частный сектор, туда нельзя попасть, если ты не жилец или приехал к кому-то в гости, имея на руках специальный пропуск. Урбанист акцентирует внимание на том, что в поселке назвали улицы в честь известных людей, которые у всех на слуху, например именем Рудольфа Нуреева, Олега Лундстрема. Наш собеседник подчеркивает: все знают, кто это, но вы не можете попасть на эту улицу, если вы там не живете. Сагдеев недоумевает, а где в этом смысл?
— Если говорить о самых странных названиях улиц, я бы выделил улицу Кызыл Армейскую. Это такое странное словосочетание русского и татарского. Насколько я помню, эта улица была названа в ХХ веке на волне коммунистических переименований. Название смотрится довольно-таки мило, оно отражает дух истории, когда массово переименовывают улицы, мне кажется стоит беречь это название, — отмечает урбанист.
Сагдеев говорит, что в Казани вообще большая проблема с привязкой топонимов. То есть улица в одном месте, а, например, памятник — в другом. Яркими примерами в этой ситуации можно считать улицы и районы города, названные в честь Сергея Кирова и Мулланура Вахитова. Это именно отражение того случая, когда улица, памятник и район находятся в разных местах.
Как считаете, прав урбанист в своих размышлениях?