![](https://n1s1.hsmedia.ru/4d/af/d1/4dafd1ce59ffaeed4ad105f21720cf4f/656x438_1_edf0a924e19987d931bcf8d7ec046859@1200x800_0xm0kmYyZr_2824588559021633806.jpg.webp)
Провалы дорог, перекрытие движения и скверный запах уже изрядно утомили жителей Ново-Савиновского района Казани. Причина этих проблем — третий северный коллектор. Его протяженность — 8 километров, 2 из них признаны аварийными. Именно на этих участках и происходили постоянные обрушения асфальта. Руководство МУП «Водоканал» планирует решить эту проблему в три этапа. Как — читайте в нашем репортаже.
Решение проблемы
Возле перекрестка Чистопольской и Меридианной полным ходом идут работы. Это первый этап реконструкции третьего северного коллектора. По плану, трубу отремонтируют до улицы Бондаренко. Это в общей сложности 750 погонных метров. Стоимость этих работ — 400 миллионов рублей. Завершить их Водоканал должен к августу 2022 года.
Параллельно этим работам МУП будет вести второй этап реконструкции коллектора на проспекте Ямашева. С апреля по июль 2022 года специалисты планируют отремонтировать участок протяженностью 850 погонных метров от улицы Адоратского до Амирхана. На это выделят 345 миллионов рублей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/40/a7/ae/40a7aeb03016dc7bbc93e07266b1e629/656x438_1:5633_b245e25e0e93f397bc5c21b2eb7ef9d1@1620x1080_0xFojQ9Psn_7335935104934937284.jpg.webp)
Третий этап реконструкции, как говорит директор Водоканала Андрей Егоров, стартует уже в августе этого года. В этом случае рабочие отремонтируют участок протяженностью 700 погонных метров по улице Амирхана — от улицы Четаева до Чистопольской. Работы должны завершиться в конце года. На это потратят 911 миллионов рублей.
В общей сложности МУП «Водоканал» отремонтирует больше 2 километров изношенного коллектора и потратит на это 1,6 миллиарда рублей. Хотя еще в ноябре прошлого года руководство предприятия говорило о нехватке финансирования и даже пыталось решить проблему с деньгами с помощью федеральных программ. В них они не вошли, а вот деньги нашли.
— Деньги нашего предприятия. Мы кредитуемся и будем закрывать кредит за счет дополнительной инвестиционной программы, которая была принята в прошлом году. У нас есть основная программа и дополнительная, благодаря которой мы отремонтируем канализационные коллекторы за 6,9 миллиарда рублей за 7 лет, — заявил директор МУП «Водоканал» Андрей Егоров.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1d/e0/8c/1de08c7febe91353729df0c02ed0af0b/656x438_1:5633_f4b73c0347ff4905c90c526ae90dfb9d@1620x1080_0xHfxK2E04_5998791039162953532.jpg.webp)
Восстанавливать трубы будут с помощью технологии полимерного чулка (рукава). Это специальная ткань длиной 50–70 метров. Ее спускают в коллектор, пускают туда холодную воду и затем нагревают до определенной температуры, чтобы она затвердела и превратилась в новую трубу. Когда всё будет готово, рабочие спустят под землю следующий рукав. Благодаря такому методу рабочим удастся сохранить городскую инфраструктуру. И хотя технология эта существует уже давно, в Казани она появилась относительно недавно.
— Это технология быстрая и относительно дешевая. По моему личному опыту, есть уже объекты в соседних городах, которые служат 25 лет. И, по нашим наблюдениям, там ничего не оседает, ничего не застревает. Это первый плюс. Второй плюс — есть города, где используется этот чулок уже 50 лет. Москва и Питер в исторических центрах уже давно используют эту технологию, — рассказал Егоров.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fb/fd/01/fbfd0163bb5239e79da73b480ee7abb2/656x438_1:5633_27fa55c1bb1af6ca312bcbb834864286@1620x1080_0xF6CyRDSq_1924642816041621599.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0c/2c/35/0c2c35081c20ddec8dfbc0758a39af91/656x438_1:5633_dcd89701002876424f97fc1d39d51276@1620x1080_0x0CfL0FAc_5117729489061343905.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f5/d2/f7/f5d2f7d124cf7727a3e18bf5bd5283f8/656x438_1:5633_988e8e11fb23a0554d616ac06b1a1090@1620x1080_0x4VPjWKJ7_6168481862423355491.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6d/93/5b/6d935bd975b6f0586f4289967b9dd653/656x438_1:5633_776dc441cba22f5d3f5d6a149e2b4247@1620x1080_0xVwW46S61_0040849165159076969.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6e/f0/cc/6ef0ccf00e54159df1c562756b7a1718/656x438_1:5633_826f924f76f910ff04b861045e589503@1620x1080_0xCfG2ymd4_3389612608804301553.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6d/06/16/6d06164f94b508e1370fc0164295e9c6/656x438_1:5633_e0338e3ab6f17ad839d1e790759291d8@1620x1080_0x6TivIWaZ_4477721466149360898.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/98/59/92/985992f149642b593d0ef85e26fbf1e7/656x438_1:5633_00c71496dabac3f1099a1ada1b77873e@1620x1080_0xK64MoZpD_8701871757331957204.jpg.webp)
Что было раньше?
Разговоры о ремонте третьего северного коллектора ходили уже давно. Он был построен в 1985 году, а срок его эксплуатации истек еще 11 лет назад. Из-за аварийного состояния на дорогах Казани постоянно происходили провалы. Обрушение асфальта стало привычным делом для местных жителей. Только за 2021 год в городе произошло 25 разрушений свода коллектора, из-за которых образовались дыры в дорогах. За 10 лет произошло 41 подобное ЧП. Сейчас все они устранены.
Один из таких случаев произошел 30 апреля 2019 года во дворе дома по улице Чистопольской. Водитель припарковал автомобиль «Мазда» рядом с жилым домом и ушел по делам, а когда вернулся, понял — это провал. Машина частично угодила в яму глубиной около пяти метров. Но в тот день хозяину иномарки повезло. Его автомобиль спустя несколько часов удалось достать без повреждений.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0f/06/eb/0f06eb2b93f193edaed02bdf5382b944/645x430_1:5633_25cdb041531e82798e95f0aa653ee090@645x430_0xCLnHPl10_2022323053648353116.jpg.webp)
А 16 сентября 2021 года под асфальт неподалеку от перекрестка улицы Адоратского и проспекта Ямашева провалилась «Газель». Водитель пытался заехать на тротуар, но почти сразу вместе с машиной угодил в яму глубиной несколько метров.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/24/8e/7c/248e7ca6b7a110707f6733a4833dd227/656x492_1_71da804eda5e9419f60e411c77c94b70@727x545_0xwRIQyHpx_4815740441267593582.jpg.webp)
А вечером 1 декабря того же года на улице Чистопольской у дома № 60 обвалилась проезжая часть. Из-за этого схему движения общественного транспорта пришлось менять. После устранения проблем перевозчики вернулись на прежний маршрут.
В целом по Казани проложено около 3 тысяч километров канализационных сетей, степень их износа — около 70%. В октябре прошлого года Андрей Егоров сообщил: по оценкам экспертов, для ремонта инженерной инфраструктуры холодного водоснабжения и водоотведения города требуется больше 65 миллиардов рублей.