Казань часто сравнивают с другими городами-миллионниками. Нашей коллеге из 63.RU Ане Назаровой удалось пожить и на Урале, и в Казани, а затем вернуться в родную Самару.
Я родилась и живу в Самаре. Окончила местный, тогда еще классический, университет. Пока училась, сменила несколько районов проживания, и вроде бы всё устраивало. Ну как устраивало. Было терпимо — с натяжкой и до поры до времени.
А потом меня неожиданно повело... В поисках лучшей жизни я за пару лет успела пожить в нескольких крупных городах, среди которых были Казань и Екатеринбург. Этот опыт дал мне возможность взглянуть на родной город со стороны. Взглянуть и понять, что любить его нужно на расстоянии. И вот почему.
Скажу честно, из общего у Екатеринбурга, Казани и Самары — только то, что все они города-миллионники. Первый из них — центр Урала, а последние с переменным успехом сражаются за звание столицы Поволжья. При этом Казань для Самары словно старшая сестра, которая, как бы младшая ни пыжилась, успешнее, состоятельнее и самодостаточнее. Всё-таки, как ни крути, столица Татарстана.
Самаре в этом плане повезло не так сильно. Да, город попытались благоустроить к чемпионату мира по футболу. Московское шоссе отремонтировали, дома в центре и на окраинах завесили фальшфасадами, пеньки покрасили в зеленый цвет, а торговые центры зачистили от наружной рекламы. Но вот незадача, мундиаль отгремел, прошло чуть меньше года, и всё вернулось в исходное положение. Кроме фальшфасадов. Грязные и выцветшие баннеры до сих пор красуются на улицах Самары.
Увы, не выигрывает наш город и в сравнении с Екатеринбургом. Город, основанный изначально как железоделательный завод, за 300 лет превратился в мощный индустриальный центр страны с головокружительными небоскребами и широкими магистралями. Подальше от центра, конечно, дороги хуже. Но зато здесь есть настоящие мужчины (а Екатеринбург славится еще и ими), которые обещают носить хрупких девушек на руках.
При этом если Екатеринбург изначально формировался как промышленный центр, то Самара была настоящим торговым городом. Отсюда, видимо, пошли и особенности менталитета самарцев. Не сказать, что волжане — люди жесткие, но и с душой нараспашку у нас ходить не принято. Видимо, купеческие гены всё-таки дают о себе знать. Будем честны, самарцы, как и казанцы, во всём ищут выгоду для себя, свой процент. Здесь привычно крутиться — вертеться на нескольких работах, продавать и покупать, и денег на всём этом наживать. Однако при всей кажущейся внешней меркантильности у жителей Самары принято встречать гостей со всей широтой волжской души. Чего не скажешь о Казани. Здесь видимое предпочтение местные жители отдают тем, кто говорит на их родном языке.
Наличие в Самаре реки, да не просто реки, а Волги-матушки, точно является местным преимуществом. Каждый уважающий себя самарец хотя бы раз за сезон уезжает «за Волгу», ну а на худой конец гуляет по набережной и нежится на городском пляже. Песчаный, обустроенный, растянувшийся на километры — ничего подобного в других городах Поволжья точно не сыскать.
В Казани, конечно, тоже есть набережная. Да не простая, а с претенциозным названием «Кремлевская». Именно туда татары отправляют всех приезжих (разумеется, сразу после обязательного визита к мечети Кул Шариф и Дворцу земледельцев). Но, честно, какого-то благоговейного трепета при ее посещении я не испытала. Да, красиво. Да, местами похоже на пряничный домик. Но поймите, набережная в моем сознании всегда будет ассоциироваться с широкой шумной рекой, а такой Казанку точно не назовешь.
Говоря о реках, нельзя не упомянуть и про другую разливную страсть жителей Самары — пиво! Ни в Казани, ни в Екатеринбурге я не встречала такого количества разливаек и баров на квадратный метр. Хорошо это или плохо, я судить не берусь, но в Самаре пиво льется рекой, не уступающей Волге по масштабам. Порой кажется, что главной достопримечательностью нашего города является не набережная и даже не бункер Сталина, в который практически невозможно попасть, а Дно (место рядом с пивзаводом, где разливают пиво, – Прим.ред.). Без шуток, если бы в Самаре существовала местная валюта, то это было бы оно — родное «Жигулевское».
При этом у нас, как и в Казани, и в Екатеринбурге, есть театры, музеи, концертные площадки и годные арт-пространства. Но Самара в отличие от вышеупомянутых городов не похожа на мегаполис. Люди расползаются по домам сразу после захода солнца, поэтому в выходные транспорт сворачивает свою работу едва ли не в 9 вечера. Спасают активных жителей только трамваи, троллейбусы и такси, хотя вызов мотора ощутимо дешевле обойдется в столице Татарстана. А в Екатеринбурге спокойно уехать домой на общественном транспорте можно после 23:00.
И вот незадача, после всего увиденного понимаешь, что Самара как-то не сходится по параметрам. Вроде большой город, а наполнение маленькое. Всё, кроме торговли, развивается очень медленно, а самые густонаселенные районы расположены на окраинах. Вы поймите меня правильно, здесь можно прекрасно жить. Рожать детей, выезжать за Волгу и жарить шашлыки по выходным, если это и есть ваш предел мечтаний. Конечно, в Самаре ты не чувствуешь себя в захолустье, но и дать всё необходимое жителю мегаполиса наш город тоже пока не может. Ну не тянет он свою весовую категорию.
Возможно, ситуация в корне изменилась бы, если бы в Самаре и области появился собственный известный бренд, кроме избито-вечного «Жигулевского». Или новые места-достопримечательности, способные привлечь туристов и их деньги из соседних регионов.
И я сейчас не о фестивале Шостаковича, слете бардов всея Руси на Грушинской поляне или Дне помидора, да простят меня жители Сызрани, а о чём-то более серьезном. Хотя бы о возрождении «Рока над Волгой».
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Фото: Роман ДАНИЛКИН, Анна НАЗАРОВА / 63.RU, Артем УСТЮЖАНИН, Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ / E1.RU