Когда-то дизель считался самым перспективным типом двигателя внутреннего сгорания, а в Европе наблюдалась настоящая дизельная лихорадка. Покупку дизельных машин субсидировали государства, в прессе активно продвигали тезис о сверхэкономичности дизелей. И вдруг все изменилось.
Теперь все агрессивнее звучат мнения об опасности дизелей. Формально все началось с фольксвагеновского «дизельгейта», приведшего к потерям для концерна в $15 млрд и ряду арестов. Но это лишь вершина айсберга.
Тлеющее расследование в отношении дизелей Renault перешло в активную фазу – компанию подозревают в использовании отключаемой системы рециркуляции, за счет чего ее дизели оказываются грязнее в реальной жизни, чем на стенде.
12 января американское агентство EPA выдвинуло обвинения против Fiat-Chrysler , заподозрив концерн в экологическом читерстве. К слову, именно EPA полтора года назад раскрутило «дизельгейт», так что обвинения вполне серьезные. Под подозрением – 700 тысяч дизельных пикапов и кроссоверов Fiat, Chrysler и Jeep, а возможный штраф измеряется в миллиардах.
Антидизельные инициативы выдвигаются постоянно. Четыре мировые столицы – Париж, Мадрид, Афины и Мехико – решили запретить на своей территории дизели с 2025 года. Норвегия и Голландия к этому времени планируют полностью отказаться от автомобилей с ДВС, включая гибриды. В Германии аналогичный запрет готовится к 2030 году.
В Британии уже обсуждают законопроект, облагающий дизельные машины платой за въезд в центры крупных городов, причем такса весьма внушительная – 10 фунтов (720 рублей) за разовое посещение.
Почему дизель попал в немилость? Еще 10 лет назад его считали самым экологичным видом ДВС, более того, на него делали ставку сами экологи, занявшие теперь «антидизельную» позицию.
Дизель, как известно, обеспечивает лучшую экономичность, а также низкие выбросы угарного газа СО и несгоревших углеводородов СН. В маниакальной борьбе с глобальным потеплением дизели сулили выгоды за счет низких выбросов парникового газа СО2 (углекислый газ).
Но одновременно с этим у дизелей есть две проблемы: сажа и окислы азота. Первая – это углеродная пыль, которая абсорбирует на своей поверхности токсичные вещества и создает дизельный смог. Окислы азота токсичны сами по себе. В дизеле, где сгорание всегда происходит с избытком кислорода, содержащийся в воздухе азот окисляется очень активно.
Но считалось, что обе специфические проблемы дизелей можно решить за счет специальных систем. Дизели стали оснащать сажевыми фильтрами для улавливания твердых частиц, а также системами рециркуляции отработавших газов, трехкомпонентными нейтрализаторами и впрыском жидкости AdBlue (мочевины) для борьбы с окислами азота.
Однако участившиеся скандалы показывают – потенциал по улучшению экологичности близок к исчерпанию, между тем нормативы становятся все жестче. Проще говоря, дизель не оправдал ожиданий, и голоса экологов звучат все громче.
Самое забавное, что голоса эти нередко противоречат друг другу. Например, ради высокой экономичности нужно увеличение степени сжатия, температур цикла и коэффициентов избытка воздуха, что провоцирует избыточные выбросы окислов азота. В каком-то смысле глобальная экология противоречит региональной: уменьшение выбросов парниковых газов нередко означает повышенную эмиссию веществ, влияющих на здоровье здесь и сейчас.
Временной альтернативой дизелям законодатели считают современные бензиновые турбомоторы с прямым впрыском топлива. Правда, их цикл близок к дизельному, и часть проблем, например, повышенные окислы азота, характерна и для них. Поэтому решение явно временное.
В перспективе 15-20 лет Запад ставит на электромобили, и большинство крупных концернов заняты разработкой электромоторов, батарей и зарядных станций. Ощутимые плюсы для электромобилей дает автопилот – еще одно модное словечко последних лет. Компьютер, управляя электромобилем, сможет эффективнее расходовать энергию и самостоятельно ездить на подзарядку – по крайней мере в теории.
Впрочем, может получиться как в песне: ты покинул берег свой родной, а к другому так и не пристал. Охота на дизельных ведьм началась в момент, когда полноценной альтернативы еще не придумано. И есть риск, что экологические функционеры настолько заморочат автопроизводителей, что понятие «простой и надежный автомобиль» окончательно станет достоянием истории.
Фото: Фото автора