Болид, взорвавшийся над Челябинском 15 февраля, является электрофонным, или «звучащим». Подобных более чем за 1500 лет наблюдалось не более 600. Такие данные получили специалисты по первым итогам интернет-анкетирования южноуральцев. Промежуточные результаты исследования переданы в Комитет по метеоритам РАН, опрос очевидцев продолжается, сообщил корреспонденту Chelyabinsk.ru сегодня, 25 февраля, автор проекта астроном Станислав Короткий.
В результате активного освещения в СМИ запуска интернет-опроса, созданного при содействии с Комитетом по метеоритам РАН, от очевидцев полета Челябинского метеорита за двое суток было получено более 700 анкет. Это рекордное значение в истории науки. В Сети появились первые интерактивные карты, основанные на данных анкетирования. В них пока представлены ответы только на шесть вопросов.
«Промежуточная обработка дала факты, которые ускользнули от многочисленных фото- и видеокамер: 27 независимых свидетелей указали, что во время полета болида они слышали шипение, часто сравнивая его с бенгальскими огнями, еще 60 человек просто сообщило о звуках без подробного описания, – уточнил Станислав Короткий. – Звуковые волны не могут проходить расстояния в десятки километров за доли секунд, поэтому у этого явления другая природа. Это редкое природное явление называется электрофонным болидом».
Собеседник сайта отметил, что доказан факт повышения температуры в районах, что были не дальше 50 километров от траектории пролета метеорита. Поступило даже четыре сообщения об ожогах, но пока они медицински не подтверждены.
Для определения мощности взрыва болида исследователи еще не собрали достаточно материалов. Есть противоречивая информация о том, что хлопки были слышны на расстояниях в 150–170 километров от эпицентра взрыва, при этом многие очевидцы утверждают, что уже на расстоянии в 80 километров не было слышно никаких звуков.
Исследователи метеорита просят всех свидетелей событий 15 февраля заполнить анкету в Интернете.
Напомним, что инфразвуковые колебания от полета челябинского болида зафиксировала станция Организации по договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, после чего выложила запись в Интернет.
Фото: Фото Катерины Пустынниковой